Когда музыкальные жанры стремятся к унификации, есть артисты, чье творчество становится настоящим откровением, проводником в неизведанные миры. ALFELEYA – именно такой проект. За ним стоит Лилия Алферова, создательница уникальной концепции «Сны русской деревни», которая погружает слушателя в глубокое, многослойное путешествие по лабиринтам самопознания и принятия. Ее музыка – это сплав гипнотических трансовых ритмов, древних славянских мелодий, этнических вокалов и современных электронных экспериментов, создающих нечто поистине первобытно-футуристическое. Накануне выхода долгожданного клипа на композицию «Мавкины слезы» мы решили поговорить с Лилией о ее творческом видении, источниках вдохновения и о том, как рождаются эти «сны», объединяющие время и пространство.
*Информация для вопросов взята с официальной группы Вконтакте
Лилия, ваш проект ALFELEYA и концепция “Сны русской деревни” звучат очень глубоко и интригующе. Расскажите, как возникла эта идея, и какова главная философия, лежащая в основе этих “9 новелл” о поиске себя и своих корней?
Идея проекта родилась спонтанно, после очередного сеанса психотерапии. Дело в том, что мое детство достаточно туманно и, если можно выразиться, трагично. Я не знала отца, в 7 лет потеряла маму и до 9 лет жила в неведении. В прямом смысле. Все мои учителя, друзья и родственники знали, что мама погибла, а я нет. Я жила в своеобразном «Шоу Трумена», и как только я прикоснулась к этой теме в психотерапии, я испытала потребность прожить это через музыку.
Проект исследует сложную тему принятия Смерти от лица ребенка. Почему именно ребенок стал центральным проводником в этой истории, и как вы подходите к раскрытию такой серьезной и экзистенциальной темы через музыку?
Моя мама была музыкантом и оставила мне в подарок голос. Помнить о ней через то, что она любила, — музыку, на мой взгляд, самое верное решение. Мелодии льются, как мои невыплаканные слезы. Это глубоко личный проект.
Вы упомянули, что существа, встречающиеся на пути ребенка, являются “помощниками или свидетелями былой трагедии”. Какие именно славянские существа или архетипы вдохновили вас, и какую роль они играют в повествовании каждой новеллы?
Существа — это собирательные образы людей, прошедших со мной этот путь. Мавки — те, кто не может помочь, ибо замкнуты на своем горе, Баба Яга — моя бабушка, вырастившая меня и давшая знания о мире, Дух леса — моя мама, потерянная в лесу и желающая, чтобы я нашла её, Кот Баюн — эксцентричный психиатр, к которому приходят за ответами, Девица — юная девушка, страдающая от неразделенной любви (один из этапов моей жизни), Хозяин пруда — образ отца, который принимает Девицу и дает ей любовь (это параллельная реальность моих желаний). В песне «Мох», например, открывается начало погони за ведуньей-матерью с младенцем. Мать спасает дитя, оставляя подо мхом, но сама погибает. Часть из описанного находится в стадии разработки, а часть уже выпущена. История сложится только после выхода всех новелл.
Ваш стиль описывается как “звуковая магия, где гипнотические ритмы транса встречаются с древними мелодиями славянских преданий”. Как вы добиваетесь этого уникального слияния? Какие элементы транса и фольклора вы считаете ключевыми для вашего фирменного звучания?
Самое важное — никакого автотюна, я сочиняю голоса и добиваюсь хорового живого звучания. Тексты как заговоры. Если вы заметили, моя музыка не столько вокальная, сколько концептуальная. И тексты, читаемые как заговор, работают на эту магическую концепцию. Ну и, конечно, ритмика, как стихов, так и драм-партий.

Вы создаете “первобытно-футуристический саундскейп”. Что это значит для вас? Как вы сочетаете архаичные звуки свирели и обрядовых напевов с современными басовыми дропами и цифровыми искажениями, чтобы создать это ощущение?
Мой эксперимент с новеллами — это воспоминания в реальном времени, а оно стремительно бежит. От того и сочетание этно-инструментов и баса, как ощущение сквозного времени, в которое можно погрузиться, не теряя себя настоящего. Нельзя жить воспоминаниями, в них можно только заглянуть. Поэтому я не пишу только этническую музыку, а провожу ее через призму современного звука.
Из трех уже выпущенных композиций в рамках “Снов русской деревни” – “Дух леса”, “Мох”, “Мавкины слезы” – каждая, вероятно, представляет собой отдельную новеллу. Можете ли вы немного рассказать о том, какую часть истории, эмоцию или этап принятия несет каждая из них?
Да, каждый трек — новелла. Дух леса — образ матери, опасный для окружающих (ведь мать — ведунья), но родной для ребенка. Она хочет, чтобы её нашли, но не может дать прямых подсказок, ведь ребенок должен пройти этот путь сам — только тогда он исцелится.
Мох, как уже описывала ранее, начало истории. «Мавкины слезы» — тяжелое произведение, основная мысль которого: «Не все имеют возможность и ресурс проникать в твои проблемы», и это нужно принять. Мавки не могут прочувствовать боль вопрошающего ребенка, потому что у них самих вместо сердец — кровоточащие камни. И нельзя их за это винить. Не все крутится вокруг моей трагедии, как бы этого не хотелось. Очень терапевтично-отрезвляющая вещь.
Наконец-то клип на “Мавкины слезы” готов к релизу! Вы упомянули, что это был “тернистый, но бодрый и веселый” путь. Какие самые большие вызовы возникли в процессе пред-, прод- и постпродакшна, и что вы хотели бы, чтобы зрители почувствовали, посмотрев его?
Клип — это моя гордость. И потому что он первый, и потому что создан мной с нуля. Я набрала команду удивительно талантливых и теплых людей, с которыми мы вместе создали визуальную картину песни. На постпродакшне возникли сложности с цветокоррекцией, так как человек, взявшийся за это, не смог довести дело до конца. Мы ссорились из-за идейных вещей, и, как итог, выход клипа сильно затянулся именно из-за цветокорра. Усложнялась ситуация тем, что у меня не было рычага давления в виде гонорара, и, конечно, пришлось сильно отстаивать свою позицию, как бы трудно ни было выдерживать злость и недовольство партнера. Визуал, который я задумала, был важнее угодливости.
Трек “Mankind” стал заметным отступлением от “Снов русской деревни” как по тематике (“всадники апокалипсиса”), так и по языку. Что побудило вас к этому “эксперименту”, и как вы ощущаете переход от личной, “камерной” истории к “объемной, всецело человеческой” концепции?
Mankind родился спонтанно. Ни для кого не секрет, что мир сейчас переживает дипломатический кризис, мягко говоря. Mankind стал олицетворением апокалипсиса, который день за днем проживают миллионы людей. Начало трека — создание Богами человечества, середина — человек в геометрической прогрессии разворачивает разрушающую деятельность, конец — церковный орган, отпевающий цивилизацию.
Я не назвала бы этот трек переходом, скорее любопытным проявлением моей музыкальной личности. Смерть, Чума, Голод и Война не могут существовать без человека,
который является катализатором этих процессов. Мир погряз в информационном профиците, потреблении, разрушениях и радостно скандирует собственной смерти. Как говорил Евтушенко, «скрутите винты самолетов, беременных смертью детей». Это жуткая композиция. Но в обложке, как ни странно, главный вопрос. На ней изображена меланома (рак кожи) в ранней стадии. Одумаются ли люди и рак отступит или продолжат и умрут? Вопрос открыт.

Расскажите о вашем творческом процессе. С чего начинается композиция – с идеи, мелодии, ритма, или, возможно, с образа конкретного существа или предания? Как вы переводите эти концепции в звуковые ландшафты?
После каждого выпущенного произведения я думаю, что никогда ничего нового не рожу. Но потом рождается мотив в виде напева, и я спешу записать его на диктофон. После нахожу какой-нибудь басовый пульсирующий синтезатор и начинаю шить это кружево.
Вы назвали себя “музыкальным проводником, аки Вергилий, в мир славянской хтони, мистики и фольклора”. Какую роль вы видите для себя как для артиста в отношениях со слушателем? Вы не просто развлекаете, но и ведете за собой – куда?
Я просто предлагаю слушателям погрузиться в тайны и мистику через музыку. Это своего рода медитативное путешествие, как по моей личной истории, так и по любопытным музыкальным олицетворениям. Я хотела бы создавать интеллектуальную музыку. Пусть моими слушателями будут 126 человек — мне этого достаточно.
Недавно состоялось ваше первое выступление с собственным материалом. Какие впечатления остались у вас от этого дебюта? Насколько важно для вас живое исполнение в контексте такой концептуальной и погружающей музыки?
Выступление получилось очень насыщенным. Девочки, снимавшиеся в клипе «Мавкины слезы», были на бэк-вокале, а я решила немного поэкспериментировать с основной партией. Живые выступления — это очень важно, а так как по образованию я актриса театра и кино, у меня в приоритете создать интересный перформанс/спектакль на выступлении. Но загвоздка в том, что в моей музыке много ансамблевых партий, которые я прописывала, и их надо либо оживлять настоящими людьми, либо семплировать собственный голос. Пока не знаю, как решить.

Вы упомянули, что активно работаете над позиционированием и имиджем, ведете диалоги со специалистами. Какие аспекты построения музыкального проекта (кроме самого творчества) оказались для вас самыми сложными или, наоборот, самыми увлекательными на данном этапе?
Да всё сложно, на самом деле. Синдром самозванца играет немаловажную роль. Думаю, мне нужно время. А еще мне нужно отпустить перфекционизм и смело заявлять о себе в интернете.
Кстати, я ALFELEYA, и я ищу продюсера!
Помимо славянской мифологии и личного опыта, что еще питает ваше творческое начало? Это могут быть книги, фильмы, другие музыкальные исполнители, природа или что-то совершенно неожиданное?
Меня питает моя семья. Они создают для меня идеальную атмосферу принятия и любви, из которой и рождается все мое творчество. Конечно, создавать из боли и дефицита — это остро, быстро и эмоционально, но когда из тебя торчат пики, ты сам становишься кровоточащим дуршлагом. Я убеждена, что все порождается любовью — хоть люди, хоть растения, хоть искусство. Пусть и медленно.
Что ждет поклонников ALFELEYA после выхода клипа на “Мавкины слезы”? Планируется ли полноценный альбом “Сны русской деревни”, или, возможно, новые эксперименты за пределами этой концепции? Есть ли планы на более масштабные живые выступления?
Да, альбом «Сны русской деревни» будет собран из синглов, но, как я уже сказала, концепция — это одно, а что будет в итоге… Пушкин однажды сказал о своем романе «Евгений Онегин»: «Представляешь, что учудила моя Татьяна — взяла да и вышла замуж». Так что альбом точно будет, и он воплотит концепцию, но как — остается загадкой и для меня. Эксперименты тоже будут! Сейчас работаю над альбомом о разных чувствах, таких как любовь, гнев, скорбь, вина, вожделение и т. д., в котором единым связующим звеном будет голос-проводник. Никаких слов, только голос, ханг и пэды. Музыка — это то, что связывает мое тело и душу во времени. И сейчас мне открываются все новые темы для реализации.
Спасибо за уделённое нам время! Желаем дальнейших успехов во всех ваших начинаниях!

