Томск — город с богатой культурной историей, который подарил нам множество талантливых людей. Среди них — Дмитрий Казарцев, поэт-песенник, гострайтер и сонграйтер, чьи тексты звучат в песнях известных исполнителей, таких как Александр Круг, Эдуард Хуснутдинов и другие. В последнее время его имя всё чаще мелькает в анонсах новых релизов. Недавно состоялась премьера песни «Старая кассета», а сам Дмитрий выпустил свой первый авторский сборник. Мы пообщались с Дмитрием, чтобы поговорить о магии слова, процессе создания песен для других артистов и о том, как ощущается, когда твои строки обретают музыкальную форму и становятся хитами.
*Информация для вопросов взята с официальной группы ВКонтакте
С чего начался ваш путь в литературе и как вы перешли от классической поэзии к песенной лирике? Были ли какие-то конкретные авторы или песни, которые послужили для вас отправной точкой в мире сонграйтинга?
Мой путь в литературе начался ещё в далёкие школьные годы. Тогда, ещё в маленькой школьной тетрадке, я писал первые стихи о любви, о родителях, о родном доме. Это были короткие и, по-детски наивные произведения. К песенной лирике перешёл уже в гораздо более осознанном возрасте, когда научился играть на гитаре и сделал из своего стихотворения первую песню, после чего понял, что песней проще передать свои мысли и эмоции и донести их до большой аудитории.
Что касается авторов и песен, я очень много слушаю музыку и очень много вникаю в тексты, но есть один исполнитель, который помог мне поверить в себя как в достойного автора текстов, и я обещал ему, что однажды в интервью укажу его имя. Это талантливый композитор и исполнитель Григорий Герасимов. В ближайшем будущем у него выйдет ряд песен на мои стихи, и я уверен, это будут хиты!
Вы позиционируете себя как поэт, поэт-песенник, гострайтер и сонграйтер. Насколько для вас важны эти различия в самоидентификации? Какую из этих ролей вы считаете основной для себя на текущем этапе?
На самом деле, для меня — это разные ветви одного большого творческого направления под названием «Музыка». И если в написании текстов у меня уже неплохой опыт, то именно в сонграйтинге, в большом смысле этого слова, я ещё совсем новичок, хотя и есть ряд текстов, к которым я уже подобрал мотивы и аккорды. На данном этапе основной ролью считаю, конечно, именно написание текстов, но в глобальных планах, конечно, хотелось бы стать востребованным не только как автор текстов, но и как автор музыки. И вообще, стать настоящим хитмейкером — это то, к чему я готов стремиться.
Недавно вы выпустили свой первый авторский сборник, напечатанный через Ridero. Каково это — впервые увидеть свои стихи не на экране, а в виде физической книги? Какие эмоции вызывает этот переход от цифрового формата к осязаемому?
Это особое ощущение. Когда ты долгое время видишь свои работы только в электронном виде, в заметках, в сообществах и т. д., и вдруг ты держишь в руках настоящую, полноценную книгу, которую сам написал. Это просто классно! Для меня это стало стимулом продолжать работать и писать как можно больше и как можно качественнее. Первый сборник, как и первая песня на мои слова, дали мне вдохновение, силы и веру в себя и в своё творчество! Это очень важно и очень увлекательно.
Вы работаете как с начинающими, так и с уже состоявшимися артистами (А. Круг, Э. Хуснутдинов). Как меняется ваш подход к написанию текста, когда вы знаете, для чьего голоса и стиля вы работаете?
На самом деле, я стараюсь особо не заострять внимание на том, для чьего голоса будет тот или иной текст. Я просто пишу от души о том, что тревожит меня, и о том, что может найти отклик в сердцах слушателей. Но если всё-таки доводится писать под определённого исполнителя, то это, конечно, немного влияет на построение текста, так как каждый певец и каждый голос, всё же, по-своему уникален. И для меня это просто очередная творческая задача, которую нужно решить, получив тем самым новый опыт и важные знания.
Расскажите о сотрудничестве с Эдуардом Хуснутдиновым над песней «Дорога домой». Как происходил этот творческий симбиоз: сначала текст, потом музыка, или это был диалог с самого начала?
Изначально был написан текст, который я предложил Эдуарду для исполнения. Текст ему приглянулся, он написал музыку, ну и, собственно, так родилась эта замечательная песня.

В вашем недавнем релизе «Старая кассета» (музыка А. Романюты) вы затрагиваете ностальгическую тему. Насколько сложно писать тексты, которые апеллируют к сильным, но общим для многих эмоциям, не скатываясь в банальность?
Честно говоря, не замечал сложностей, ведь я писал этот текст именно со своих собственных воспоминаний, переживаний и эмоций. И то, что эти слова находят единомышленников и, благодаря музыке и классному исполнению Алексея Романюты, песня постепенно уходит в народ, я считаю это верным признаком того, что я двигаюсь в правильном направлении.
Как выглядит ваш идеальный процесс гострайтинга? Вы предпочитаете работать с готовой мелодией, с общей концепцией от артиста, или начинаете с чистого листа, предлагая готовый сюжет?
В начале мне, конечно, было удобнее написать текст, а потом предлагать его исполнителям. Но сейчас, в целом, я более универсален в этом плане и могу писать как на готовую музыку, так и на заданную тему, а также под репертуар определённого исполнителя. Ведь чем глубже погружаешься в работу, тем больше навыков и опыта.
С какими трудностями вы сталкиваетесь, когда пишете текст на заданную тему или под уже существующую музыку? Есть ли у вас «стоп-сигналы» — темы или образы, которые вы сознательно избегаете в своих работах?
Наверное, основная трудность в написании на готовую музыку – это правильно подобрать тему (если она не указана), чтобы музыка и текст отлично гармонировали между собой. А что касается стоп-сигналов, то как таковых их, пожалуй, нет. Главное – избегать примитивных рифм и не скатываться к банальным фразам и сюжетам, как, впрочем, и в любом тексте.
Томск — ваш город. Насколько сильно местная атмосфера, архитектура или культурный код влияют на ваши тексты? Можно ли найти в ваших песнях отсылки к сибирской лирике?
В текстах песен именно к сибирской лирике пока отсылок нет, но у меня есть ряд текстов о Малой Родине, о родном доме, о детстве и о местности, в которой я его провёл. Но о Сибири и о её природе у меня есть просто стихи, которые были написаны в разные временные отрезки моей жизни. Так что, можно сказать, этому я тоже уделил внимание в своём творчестве.
Вы упомянули, что песня «Старая кассета» возвращает в юность. Что для вас является главным источником вдохновения сейчас, когда вы уже состоявшийся автор? Это личный опыт, наблюдения за окружающими или что-то иное?
На самом деле, чем больше я занимаюсь творчеством, тем больше понимаю, что источником вдохновения может быть всё, что угодно. Красивый закат, дождь, вовремя сказанная фраза, описывающая какую-то ситуацию, которая даёт толчок к размышлениям и созданию текста или просто стиха. Но самый главный источник вдохновения – это всё же личный опыт, близкие люди, взаимоотношения со всеми, кто меня окружает, и, конечно, оценка сторонних читателей и слушателей, которые помогают расти и развиваться в творческом плане.

Как вы совмещаете работу сонграйтера с потребностью поэта в свободе самовыражения? Есть ли конфликт между коммерческим заказом и личным творческим видением?
Очень интересный вопрос. Да, иногда, редко, но бывают моменты, когда полёт фантазии и средства выражения мыслей в текстах немного не сходятся с коммерческими запросами на эти тексты. Но, опять же, с увеличением опыта я научился находить «золотую» середину и соответствовать личным и коммерческим критериям, поэтому на данный момент для меня это не является особой трудностью. А всё, что я хочу выразить в более тяжёлой и совсем уж глубоко личной форме, я реализовываю в своих классических стихотворениях.
Какую роль, по вашему мнению, играет автор текста в современной музыкальной индустрии, где часто доминирует продюсерский подход? Чувствуете ли вы, что вклад поэта достаточно ценится?
А вот это очень щепетильный для меня вопрос. На мой взгляд, современная музыкальная индустрия зачастую требует не очень глубоких текстов, и многие современные слушатели довольствуются одной или несколькими короткими фразами в текстах. Однако я всё же считаю, что без хорошего текста не будет (или будет, но в единичных случаях) хорошей песни. Поэтому я всё же склоняюсь к тому, что автор текста может и должен играть принципиально важную роль в музыкальной индустрии. Что касается недооцененности, по моему личному ощущению, она, конечно, есть. И хотелось бы, чтобы авторам слов уделялось побольше внимания. Но, возможно, это мнение у меня сложилось в силу моих каких-то личных желаний и амбиций.
С какими музыкантами или артистами, с которыми вы еще не работали, вы мечтаете о сотрудничестве? И почему именно они?
Это очень сложный вопрос… В музыкальной индустрии очень много талантливых артистов, и для меня сложно кого-либо выделить. Ну, конечно, хотелось бы посотрудничать с большими звёздами, такими как Стас Михайлов, Григорий Лепс, Олег Газманов, Владимир Ждамиров. Это уже давно состоявшиеся звёзды, обладающие огромным талантом, со своей огромной аудиторией и с целым багажом песен высочайшего уровня, и работа с ними очень помогла бы мне выйти на широкого слушателя и вывести своё творчество на новый уровень.
Каков ваш личный критерий успеха для написанной песни? Это количество прослушиваний, признание коллег, или то, что слушатель узнает в строчках себя?
Конечно, песни пишутся для слушателя, и один из ключевых критериев – это, конечно же, когда слушатель может прожить историю песни и найти в ней что-то близкое, что-то связывающее его с автором. Но так как песня – это ещё и коммерческий продукт, то, конечно, количество прослушиваний и так называемый уход песни в народ тоже играют очень значимую роль. А признание коллег – это повод не только для самореализации, но и для дальнейшего развития, особенно коллег с большим опытом, которые могут дать какие-то советы и направить моё творчество в ещё более успешное русло.
Какие творческие горизонты вы ставите перед собой на ближайшие два-три года? Планируете ли вы больше работать над собственными музыкальными проектами, или останетесь преимущественно в роли автора текстов для других?
Очень амбициозные горизонты! Планирую развивать музыкальные навыки, осваивать новые инструменты и программы, и в целом расти и как музыкант, и как поэт, но пока всё же преимущественно для других исполнителей. А что касается собственных музыкальных проектов: мысли и планы есть, но в какой срок я к ним приду – покажет время. Главное – работать и не сбавлять обороты. И тогда всё получится!
Спасибо за уделённое нам время! Желаем дальнейших успехов во всех ваших начинаниях!

