Эксклюзивное интервью с Андреем Твороговым о музыкальном проекте Ferngauss и новых релизах
Музыка — это не просто набор звуков, это целый мир, в котором переплетаются эмоции, идеи и уникальные концепции. Андрей Творогов, создатель проекта Ferngauss, мастерски сочетает электронику с этническими инструментами и вокалами, создавая уникальную симфонию жанров. Его работы погружают слушателя в глубины разума и поднимают к звездам, оставаясь при этом глубоко личными. В преддверии выхода нового сингла «Immersion» и подготовке к выходу нового альбома, мы решили поговорить с Андреем о его творческом пути, вдохновении и философии музыки.
*Информация для вопросов взята с официальной группы Вконтакте
Андрей, расскажите о вашем музыкальном пути. Как вы пришли к созданию проекта Ferngauss?
Пробовать работать с электронной музыкой начал в старших классах школы, примерно 20 лет назад. Началось всё с программы eJay, как, наверное, у многих в то время. Серьезных намерений тогда не было, всё носило развлекательный характер. На долгое время сознательный подход к этому хобби был отложен, серьезно вернулся только в 2021 году, пришлось самостоятельно всё изучать с нуля, разные программы, подходы, много пробовать и тренироваться. Множество треков было написано «в стол» в разной степени готовности. Ближе к концу 2023 года решил попробовать официально публиковать релизы, встал выбор, как назвать проект. Псевдоним Ferngauss был со мной уже лет 20, слово ничего не обозначает, было просто придумано для создания почты. Поэтому для названия проекта взял его из-за удобства и уникальности.
Сейчас, на середину 2025 года, на площадках уже больше 10 релизов, еще больше в работе и планах.
Что для вас означает сочетание порядка и хаоса в музыке? Как это отражается в ваших композициях?
У меня есть источники вдохновения, например, всецело влюблен в проект Enigma продюсера Мишеля Крету и не менее сильно в проект Conjure One Риса Фулбера. Кто слушал, тот знает, что музыка этих проектов построена на сочетании вообще всего, что может издавать звук, с понятными простыми ритмами в той или иной степени смешения. Впитанные ощущения от этих и многих других источников сильно повлияли на мое восприятие процесса и цели создания музыки проекта Ferngauss. Если кратко – насколько широко может колебаться понятие «музыки», чтобы оставаться музыкой? От прямой бочки 4/4 до абстрактного эмбьента, от понятной простой гармонии трезвучий до атональных диссонансных шумов… Часто в основе работы лежит простое любопытство, «а что, если…» — это создает определенное зерно композиции, идею, смысл, которая развивается уже привычными (и не только) инструментами.
В музыке проекта «порядок и хаос» находят воплощение в смешивании стилей, ломаных ритмах, атональных элементах, сменах настроения и звука, а также в разнообразии стилей и их смешении до неузнаваемости. У меня нет одной конкретной привязки, например, к чиллауту, нет обязательств перед издателем или продюсером – так как я делаю все сам, то и направление развития проекта определяется только мной.
Но нельзя сказать, что сейчас это статичное состояние. Все меняется и остается живым. И такой подход, как смешение стилей, не является самоцелью – так просто выходит при работе. При получении конечного результата, когда звучание трека устраивают и приходит время отправить его на релиз, очень часто сталкиваюсь с проблемой классификации по жанрам, в итоге подбираю наиболее подходящие по смыслу.
Вы упоминаете о влиянии этнических инструментов на вашу музыку. Какие инструменты вы предпочитаете использовать и почему?
Предпочитаю рояль, хотя это и не совсем этнический инструмент. Фортепиано, навскидку, звучит более чем в половине композиций проекта. Это универсальный и очень «разговорчивый» инструмент, хорошо заменяет голос своей выразительностью, что для меня важно, так как вся музыка проекта инструментальная. Из этнических предпочитаю духовые – дудук, зурна, флейты. Часто использую различные ударные азиатских стилей – дарбука, табла, хурдэ и другие. Каждый этнический инструмент содержит в себе частичку народа/местности/цивилизации, который его создал – это дает мощную энергию восприятия в композициях. Использую струнные, симфонические инструменты в разнообразных сочетаниях и проявлениях.
Как вы выбираете жанры и звуковые палитры для своих треков? Что вдохновляет вас на эксперименты с разными стилями?
Пишу в миноре. Предпочитаю медитативные, среднетемповые жанры – энигматика, нью-эйдж, чиллаут, даунтемпо, трип-хоп и так далее. При начале работы над новым треком не ставлю задачу писать в том или ином стиле – понимание приходит во время процесса. Общее направление в основном чистая электроника. Не пишу рок, метал, шансон и подобные – там нужны гитары, ударники, вокалисты, а их у меня нет. Возможно, в будущем, для ачивки, можно будет сходить и туда. Сейчас в основном даунтемпо, мидтемпо, эмбьент. Есть треки, написанные по настроению в более скоростных жанрах, например Follow my Light в инди или Zeroverse в стиле гоа-транс.
Основной посыл – не повторять и не повторяться, а какой это будет стиль – уже не важно.

Ваши композиции часто описывают глубокие эмоциональные состояния. Как вы передаете свои чувства через музыку?
Музыка — это ведь творчество, фотография себя в мире в данный момент времени, слепок сознания, если можно так сказать. Ощущения и переживания концентрируются в нескольких минутах произведения. Стараюсь каждое произведение, будь то отдельная композиция, мини-альбом или полноформатный альбом, делать историей, путешествием. На последних секундах прослушивания человек не должен оставаться в таком же эмоциональном состоянии, как на первых. Если это получается, значит, работа по передаче эмоций и чувств автора через творческое произведение выполнена успешно.
Музыку надо пройти, последовательно посетить все места, про которые рассказывает автор. Считаю главным, начальным движителем музыки идею, смысл, суть. Технические и выразительные средства — уже второстепенный вопрос.
Расскажите о процессе создания нового сингла «Immersion». Какие идеи и концепции вы вложили в эту работу?
Immersion (Погружение), как и все другие треки, создавался с чистого листа без конкретной цели и задачи. Просто сел за компьютер, начал с гармонии пэдов, сыграл арпеджио на фортепиано, а дальше всё как-то само. Ближе к концу процесса выкристаллизовалась суть композиции, доделывал штрихами общее настроение – легкое, летнее, морское, полное жизни, соленого ветра и белого солнца.
Конкретной концепции не было и нет, было желание сделать хорошо.
Кстати, так часто бывает, что на каком-то этапе создания музыки она начинает жить сама, как бы странно это ни звучало. Бывает, хочешь вставить какой-то инструмент, который думаешь, что подойдет туда, а он не встает, но встает тот, о котором и подумать нельзя было. Например, много таких элементов есть в мини-альбоме Alter Ego, где сочетание звуков порой выглядит странно даже для меня, как автора, но оно работает.
Обновленная версия трека «Леля» — это гимн о новой жизни. Что конкретно вдохновило вас на создание этой композиции?
Об обеих версиях. Трек «Леля» — это, с одной стороны, воплощение гештальта, с другой — такой же результат, как и другие треки.
По гештальту. Наверняка многие слышали в музыке Enigma знаменитую флейту сякухати (она звучит в композиции Sadeness). Так получилось, что продюсеры, кто пробует писать музыку в жанрах, близких к энигматике, рано или поздно сталкивается с желанием или необходимостью использовать этот звук. Это достаточно сложно, у этой флейты уникальный тембр, настроение, энергетика. Куда попало ее не вставишь и как попало не используешь. У меня лежит несколько черновиков треков с этим инструментом, они «не завелись». В треке «Леля» эта флейта легла, быстро подобрал мелодию, наиграл, все зазвучало. Просто так совпало, что именно здесь и сейчас этот инструмент сработал.
Кстати, первая попытка использования сякухати была в треке Desert meets Ocean, этот релиз вышел в январе 2024 года и до сих пор остается самым прослушиваемым из моих релизов.
По вдохновению. При начале работы, еще на этапе поиска гармонии и стартовых инструментов, хотелось сделать что-то, посвященное весне, жизни, солнцу, зелени. Начал работать над ним в конце февраля, когда солнце уже достаточно греет и чувствуется дыхание весны. Именно это предвкушение новой жизни, лета и бесконечного счастья сильно повлияло на этот трек. Несколько раз менял тональности, темпы, инструменты, но оставлял в центре эту идею. В итоге получился тот звук, который вы слышите.
А название «Леля» говорит само за себя. Это славянская богиня весны, семьи, любви. Релиз этой композиции как раз вышел на середину весны, что символично, и название, как мне кажется, очень подходит этому треку.
Обновленная версия — это как раз одна из альтернативных версий, с другим ритмом и темпом, в более, так сказать, классическом, «энигмовском» стиле, чтобы отдать дань уважения этому проекту.
Как вы подходите к аранжировке своих треков? Есть ли у вас определенные ритуалы или привычки во время работы над музыкой?
Никаких определённых правил и ритуалов нет. Обычно начинаю с атмосферы, пэдов, рояля — они больше всего могут погрузить в процесс. Когда трек «завелся», развитие его происходит по наитию — аранжировку выстраиваю «из головы» так, как считаю уместным здесь и сейчас, без оглядки на другую музыку, даже если это мои же треки. Каждая работа индивидуальна, нет шаблонов, нет заготовок, нет конкретного набора инструментов и эффектов.
Из привычек только кофе без сахара.
Регулярно делаю перерывы, чтобы не замыливались внимание и слух. Еще стараюсь не забрасывать трек надолго, доделывать его в 2-3 подхода.

Вы сами занимаетесь сведением и мастерингом своих треков. Какой подход вы используете для достижения желаемого звучания?
Как все, по большей части. Сначала было очень много теории и практики. Теперь просто много теории и практики. Постоянное самообразование.
Много черновиков, треков на различных стадиях готовности. Помогает наслушанность и хороший мониторинг. Я пишу дома и прекрасно знаю свое оборудование, 3 пары мониторных наушников, кастомные мониторы и пространство комнаты, поэтому желаемый звук на 90% получается уже на этапе аранжировки. После основной работы по аранжировке и относительного баланса выслушиваю трек на разных системах, ищу неточности. Потом, с небольшим перерывом, в 1-2 подхода делаю финальное сведение, довожу до этапа «когда не стыдно».
Есть опасность застрять на этапе сведения и мастеринга надолго, я попадал в эту ловушку. Есть несколько треков, которым почти 10 лет – и они еще технически не готовы для релизов. Работаю над этим.
С какими трудностями вы сталкиваетесь при создании музыки в одиночку? Как вы их преодолеваете?
Основная — я не пою, и нет вокалистов. Поэтому пишу инструментальную музыку, а вокальные партии, которые есть в моих треках, это инструменты. В то же время есть много стихов собственного сочинения, из них можно что-то придумать. Поэтому в этом вопросе открыт для сотрудничества.
Вторая трудность — ограниченное время. Я не профессиональный музыкант, есть работа, на нее надо ходить, есть семья, ее надо любить, есть быт, его надо соблюдать. Музыкой занимаюсь как хобби в свободное время, его очень мало, поэтому права на ошибку нет — стараюсь доделывать каждый начатый трек.
Ваши работы описываются как уникальные, и по мнению алгоритмов Сберзвука, на данный момент похожей музыки нет. Как вы воспринимаете это признание?
Возможно, «СберЗвук» еще недостаточно проработал свои алгоритмы поиска соответствий, но все еще впереди. В наше время столько музыкантов, столько жанров, что найти что-то уникальное — это надо постараться.
В то же время у любого автора есть желание создавать уникальный контент. Если какой-то сервис считает мою музыку такой, то это приятный момент.
Как вы видите развитие своего проекта в будущем? Есть ли у вас планы на сотрудничество с другими музыкантами?
Очень много идей. Своя маленькая метавселенная. Между идеей и реализацией может пройти несколько часов, а могут пройти года. В основном есть оперативный план на 3–6 месяцев вперед. Постепенно доделываю и реализую все задумки. Есть планы, которые заглядывают на десятилетие вперед. Сейчас, в коротком прогнозе, делаю несколько синглов к новому альбому. Планирую выпустить его до конца года.
В обозримом будущем думаю над переименованием проекта на кириллицу, хотя это технически не совсем прозрачно, но правильно с гражданской точки зрения. Есть идея по параллельному проекту, возможно, начну его реализацию в следующем году.
К сотрудничеству готов, если близки идеи, смыслы, позиция. Хотел бы, конечно, иметь совместные работы с кумирами, но кто ж не хочет. Сейчас есть много препятствий, но, думаю, в будущем все получится.

Как вы относитесь к современным музыкальным технологиям? Какие из них вы считаете наиболее полезными для своего творчества?
К любому прогрессу и развитию отношусь положительно. Любое развитие в музыкальной индустрии заслуживает внимания, хотя часто сталкивается с начальным негативом. Электрогитару тоже не сразу приняли, а в успех синтезаторов не верили.
Без сомнения, на данный момент самым важным новым инструментом является искусственный интеллект. Различные воплощения этой технологии очень помогают и новичкам, и профессионалам в работе. Множество инструментов и плагинов с встроенным ИИ помогают и в генерации, и в сведении, и в мастеринге. Существуют проекты, целиком основанные на музыке, сгенерированной ИИ.
Но считаю, что ИИ — это все же не компаньон/напарник, а инструмент. Использовать разделение на стемы или сгенерировать голос — это да, это творческий подход и помощь в процессе создания музыки. Но целиком заменять творческий продукт, созданный человеком, на творение ИИ, по моему мнению, не является творчеством. Ведь если ИИ написал композицию, а ты взял результат и без дополнительной обработки «приклеил» на нее название своей группы/проекта и издал, то твоего авторства в этой музыке нет.
В непосредственной работе над звуком я на данный момент ИИ не использую — возможность есть, необходимости нет. Есть несколько неизданных ремиксов «по фану» и сторонних работ для других проектов, в которых использовалось разделение на стемы с помощью программных средств ИИ, генерации на основе ИИ, но в звуке проекта Ferngauss всё ручное от начала до конца. Это творчество, а не конвейер.
ИИ использую в косвенных целях, например, для генерации обложек, когда нет подходящей фотографии.
Что для вас важнее: коммерческий успех или творческая самореализация? Как вы находите баланс между этими аспектами?
Творческая реализация. Баланса нет, создание музыки и самостоятельные релизы — это статьи расходов. Это хобби, часто хобби требуют затрат, как и многие другие. Вероятность коммерческого успеха проектов таких типов, как Ferngauss, крайне мала и считается скорее приятным бонусом, чем самоцелью.
Наконец, какие советы вы могли бы дать начинающим музыкантам, стремящимся создать что-то уникальное в мире музыки?
Не бояться пробовать, творить и запастись большим терпением. Важно не думать над созданием уникального контента как о цели, а просто творить, воплощать в звук то, что происходит в сердце и голове, концентрировать свои ощущения и переживания в несколько минут прекрасной музыки. Переживания пройдут, музыка останется. Это своего рода сейф для эмоций и воспоминаний.
Главное — быть в гармонии с собой и миром и не пытаться создать то, к чему не лежит душа — это сразу получится искусственно. И тогда любая музыка, созданная тобой лично, станет уникальной. Ведь кроме нее, другой такой нет. Даже если она очень похожа на что-то.
Настоящее творчество существует само по себе во Вселенной, а с помощью авторов просто находит себе воплощение в нашей реальности.
Желаю всем успехов!
Спасибо за ваше время! С нетерпением ждем ваших новых релизов и дальнейших успехов в музыкальной карьере!
Ссылки:
Основная группа ВК https://vk.com/ferngauss_music
Zvuk https://zvuk.com/artist/212750384
Яндекс Музыка https://music.yandex.ru/artist/20964310
Apple Music https://music.apple.com/ru/artist/ferngauss/1715099939
Youtube https://www.youtube.com/channel/UC5lNT1Y2s9W8EhXL9f8Z0Hg

