Интервью с Романом Асафьевым (ЯMARS) о пути в электронной музыке
Встречайте Романа Асафьева, более известного как ЯMARS – музыканта и продюсера, чья история в мире электронной музыки столь же уникальна, сколь и вдохновляющая. От первых шагов в самообучении без музыкального образования до создания глубоких, пронизанных личными переживаниями треков, ЯMARS прошел путь, полный вызовов и творческих открытий. С выходом дебютного сингла «Раствориться», который уже успел покорить слушателей своей атмосферностью и эмоциональной глубиной, и в преддверии нового релиза «ROAD TO NOWHERE», мы приглашаем вас заглянуть в творческую лабораторию артиста. В этом интервью мы поговорим о его становлении, источниках вдохновения, уникальном подходе к созданию музыки и о том, что значит быть ЯMARS.
*Информация для вопросов взята с официальной группы Вконтакте и Творческой биографии
Роман, Вы упомянули, что осознали возможность создавать музыку в 13 лет благодаря другу. Что именно в тот момент стало ключевым триггером, который заставил Вас поверить в свои силы, не имея традиционного музыкального образования?
У меня произошло много разного в жизни, чего сейчас уже не вспомню. Детство и юность были наполнены разными эмоциями и моментами. Но нельзя отрицать, что первое серьезное влияние на меня тогда оказало, может смешно прозвучит, движение брони-сообщества, фанатов франшизы My Little Pony, сейчас это можно сравнить с движением аниме-культуры, пришедшей к нам из Японии. Это сообщество, в котором люди находили что-то безобидное, простое и доброе, в лице этих замечательных рисованных зверушек, с их песнями, позитивным и ненавязчивым посылом. Но главное, это самовыражение неких брони-музыкантов, музыка которых пусть и посвящена конкретной теме, все же отличалась своим независимым и интересным звучанием. Для меня это было в новинку, это был интересный опыт, после обретения которого я загорелся желанием писать музыку, меня завораживало сочетание рисованной анимации в стиле мультсериала и наложенным под нее дабстепом, к примеру, как это делал в раннем творчестве ныне известный The Living Tombstone (и ему подобные), которого сейчас периодически слушаю, когда есть настроение. Также вдохновляли другие представители музыкальной культуры, особенно бы отметил влияние Gorillaz. Изначально я планировал также создать свой сценический образ в виде рисованного персонажа, а потом наложить на это свою музыку. Но как только я начал заниматься музыкой, то понял, что пока идею с анимацией стоит отложить. Хотя ей тоже периодически занимался, также с нуля.
Ваш путь был путем самообучения. Какие ресурсы, методы или даже “ментальные хаки” оказались наиболее эффективными для Вас в освоении электронной музыки без формального образования, особенно учитывая отсутствие начальных навыков вокала или развитого слуха?
Ну, поначалу это была практика без подготовки. С нуля. Сначала мне было интересно просто понять, как устроен софт, в котором предстояло работать. Как часто бывает у начинающих музыкантов, если вы видели интерфейс какого-нибудь FL Studio, начиная с 10-й версии, то это казалось настоящим тренировочным авиасимулятором, только не самолетом, а инопланетным космическим кораблем. Сперва это ужасало, но меня это не останавливало, так хотелось создавать свою музыку. Постепенно я привык к этому «визуальному шуму», а позже и вовсе программа стала родной, будто с рождения ее знал. Но надо отметить, что это все еще было без Ютуба, даже когда он существовал, без пособий, мануалов и прочих инструкций. По крайней мере, к этому я пришел попозже, и освоение заняло где-то год или два по времени. Я не думал об этом или, по крайней мере, старался. Можно представить, как звучали мои самые первые треки: не попадал ни в тон, ни в ритм, структура ломанная, все звучало странно и неслушабельно. Конечно, меня на начальном этапе это не раз расстраивало, но бросать музыку не думал, хотя пытался, но все равно возвращался к этому снова и снова. Позже мои демки стали обретать более уверенный вид. И в какой-то момент я осознал, что мои первые полноценные треки стали приемлемо звучать где-то в 2016-м. Такой у меня был темп, и я старался не спугнуть себя. Уж очень не хотелось себя перегружать дополнительной сложной информацией и продолжать получать удовольствие от того, что делаю, как бы сложно ни было.
На протяжении долгого времени Вы концентрировались на EDM. Как происходила эта эволюция от танцевального трэпа к включению элементов клауд-рэпа и хип-хопа в звучании ЯMARS? Что или кто послужил катализатором этих изменений?
Я очень много слушал танцевальные радио, вроде Radio Record, которые открыли для меня мир по-настоящему танцевальной музыки. К слову, о таких радио я узнал также в молодежном лагере благодаря прошаренному другу в этой теме, который в свое время занимался рэпом и вроде как сейчас имеет в этом неплохие успехи, вы можете его знать. Можно сказать, этот человек был одной из отправных точек на пути формирования меня как сегодняшней личности.
Трэп я писал больше для разнообразия, когда думал, что стану диджеем-продюсером, и тогда я даже не думал о том, что когда-нибудь захочу исполнять свои тексты. Тогда я писал всё, что нравилось и было более-менее модно, на слуху, то, что часто играло на станциях. Сейчас трэп звучит несколько в другой форме и больше относится к рэпу и битам, а тогда это было целое популярное музыкальное направление, звучащее на фестивалях, сетах популярных диджеев, которых я слушал и также вдохновлялся. Думаю, моя музыка изменилась, когда изменилось время. Что-то ушло из моды, а что-то модно до сих пор. Не могу сказать, что я активно слежу за всеми последними новинками. Но тем не менее моя специализация требует соблюдать каноны более-менее современного звучания. А также это стремление достигать сердец слушателей любыми работающими инструментами, доступными в наше время.

Вы открыто говорите о кризисах, выгораниях и мыслях бросить музыку. Что помогало Вам находить силы и мотивацию продолжать, когда казалось, что нет выхода?
Любовь и неугасающий интерес к своему делу. В трудные моменты это было тем, за что я цеплялся и что не раз меня спасало. Конечно, бывало, требовалось время, но так или иначе, я все равно продолжал заниматься тем, чем нравилось и нравится заниматься.
Ваш новый трек «ROAD TO NOWHERE» уже на подходе. Чем он будет отличаться от «Раствориться»? Какие новые грани творчества ЯMARS или настроения он раскроет?
Насчет новых граней трудно сказать, но трек будет точно отличаться жанром, настроением, подачей, структурой, а также текстом. В этот раз он посвящен теме переживаний кризиса в отношениях, когда, как говорит название, находишься в тупике, «путь в никуда». Текст обычно рождается сам, и я не обязательно должен иметь такой опыт. Музыка сама направляет меня на то, какой текст я хочу написать к ней. Я просто продолжаю делать то, что нравится, и транслирую те ощущения, в которых нахожусь сейчас.
Вы автор как музыки, так и текстов. С чего обычно начинается процесс создания нового трека для Вас: с мелодии, ритмической идеи, или, возможно, с какой-то фразы или концепции, которая приходит в голову?
Это всегда индивидуально, зависит от самого трека и идеи. Обычно мне приходят интересные мотивы перед сном, и, если цепляет, я их записываю, а потом воссоздаю так, как «услышал» в голове. Бывает, сначала напишу интересный для меня бит, а потом нужно добавить слова, тогда я просто пробую что-то напеть подходящее, что хорошо ляжет на мелодию, пользуясь «интонированием» или вроде того. Сначала это имеет форму «йогуртового рэпа», как выразился однажды Иван Дорн в своем интервью. Когда нет слов, а есть черновой вариант с мычанием и напеванием мотива и структуры будущей песни. С этим проще работать, этим пользуются многие артисты, если не все. Бывает, что запишу какую-то фразу, которая является началом первых строчек текста, но мотива еще нет, поэтому, если актуально, я возвращаюсь к этому и пытаюсь напеть разные мелодии и выбираю ту, которая кажется мне идеальной по сочетанию. В общем, всегда по-разному.
Как артист, Вы стремитесь “достучаться до сердца слушателя”. Что для ЯMARS является самым большим комплиментом или признанием в музыке?
Мне будет приятно, если мои песни не просто услышат и пролистают дальше, а они откликнутся другим, кто это слушает, чтобы они, возможно, почувствовали что-то похожее, что переживаю я в своих песнях. Мне будет приятно разделить свои чувства с неравнодушными людьми. Чтобы это было не просто для галочки, цифр и статистики, а в первую очередь, чтобы люди хотели это слушать и им это нравилось. Я стараюсь добиться некой искренности в обратной связи, понимания моих чувств, всего, что я делаю и для чего я это делаю.

Вы активно участвовали в музыкальных форумах и пабликах. Насколько важно для начинающего музыканта быть частью такого сообщества и обмениваться опытом с коллегами?
Я думаю, всем на начальном этапе нужна поддержка в начинающем деле, хотя бы на старте, дальше уже всё у всех индивидуально. Кто-то решает, что справится сам, и у него это получается, кто-то продолжает учиться до сих пор, как я, и он все время находит что-то, что хотел бы отшлифовать до своего «идеала» на протяжении жизни. Но я думаю, каждый артист хочет быть услышанным и понятым. Это всех мотивирует, вдохновляет, заряжает, подпитывает и направляет. Сейчас я ищу другие формы подобных мероприятий, хочу двигаться дальше, обрести настоящих единомышленников вокруг себя, помощников в моем деле, так как понимаю, что делать всё самому очень тяжело и на это уходит много сил, ресурсов, вплоть до выгорания, которое я стараюсь избежать. Сами по себе эти мероприятия часто бывают полезны во всех отношениях. Если ими правильно пользоваться и не ожидать от них «золотых гор», то можно благодаря ним выстроить свой путь, к которому ты будешь стремиться. Понять, что не так в твоих треках, узнать свои сильные стороны, учиться на чужих ошибках, находить ту самую поддержку в лице единомышленников и простых слушателей и многое другое. Определенно, ты многому научишься, но нужно быть готовым к критике и уметь слышать других, если это не какой-то хейт или провокация.
Вы начали пробовать себя в исполнении. Какие ощущения вызывает переход от студийной работы к живому исполнению своих песен, и насколько это меняет Ваше восприятие собственного творчества?
В электронной музыке сейчас обычное дело, если трек звучит с вокалом, это некий стандарт для EDM, потому что вокал не заменить синтезаторами. Конечно, это не дешевое удовольствие, потому часто могут прибегать к использованию синтезатора речи (в простонародье «говорилка»), а также ИИ, где последнее практикуется теперь чаще. Сначала я обходился без вокала, и мне этого хватало. Но вскоре понял, что без него как-то пусто, сухо, неинтересно. Вокал имеет магическую природную силу, которую не воссоздать на компьютере и где-то еще. Это как виртуальный синтезатор, имитирующий игру на гитаре, и живая гитара, записанная на студии. Совершенно иные ощущения, особенно когда слушаешь вживую. Но дело не только в этом. В какой-то момент мои чувства потребовали, чтобы я их где-то выразил, сначала на бумаге, когда я учился писать стихи и долгое время писал только их, а потом обнаружил прекрасную возможность придать им свой голос, сочетая со своей музыкой. Так, постепенно к этому пришел. Долгое время я не мог принять свой голос и корил себя за то, что в свое время не поступил в музыкальную школу. Но сейчас принял то, что есть, и стал получать удовольствие от новой формы самовыражения в моем творчестве.
Каковы Ваши долгосрочные амбиции как ЯMARS? Есть ли у Вас мечта о сотрудничестве с каким-то конкретным артистом, выступлении на определенной площадке или, возможно, о создании полноформатного альбома с определенной концепцией?
У меня на эту текущую жизнь много планов в случае моего успеха, которые я стремлюсь реализовать. Я стараюсь об этом не распространяться, чтобы что-то не пошло не так. Но кое-чем могу поделиться. Например, я хотел бы состояться как артист, раскрутить свой бренд, продолжать исполнять свою музыку, пусть к тому времени, возможно, и не созданную мной напрямую, так как хочу экономить свои ресурсы, силы, и найти команду, которая бы мне помогала в этом. Экспериментировать с жанрами, продвигать и популяризировать интересные EDM направления, вроде современного dubstep. Выступать на одной сцене с любимыми артистами. И многое другое, что еще предстоит сделать на начальных этапах. Поэтому пока дальше не думаю. Всё только начинается.
Спасибо за откровенные ответы! Желаем удачи с предстоящими релизами и творческими начинаниями!
Ссылки нас оц.сети:
Группа ВКонтакте https://vk.com/yamaarss
Ссылка на все платформы https://band.link/yamars