Людмила Фамхутдинова, известная в литературных кругах как Людмила Пермякова, – имя, которое сегодня ассоциируется не только с глубокой поэзией и увлекательной прозой, но и с новаторским подходом к созданию песен с помощью нейросетей. В этом интервью мы погрузимся в её многогранный мир, узнаем о секретах вдохновения, вызовах и перспективах использования искусственного интеллекта в искусстве, а также о том, как построить литературное сообщество, где каждый чувствует себя на своём месте.
*Информация для вопросов взята с официальной группы Вконтакте и Творческой биографии
Людмила, после школы у вас был почти 20-летний перерыв в творчестве. Что стало тем самым катализатором, который вернул вас к писательству, особенно в начале работы библиотекарем?
Вероятно, погружение в царство книг. Я начала работать библиотекарем с августа 2023 года. Каждый день приходили дети за книгами на лето. Шуршание страниц, поиски нужной литературы, и вот по дороге с остановки до дома в голове сложились первые строчки…
Ваша семья – муж, дочери, сын и даже питомцы – являются источником вдохновения. Можете ли вы привести пример того, как конкретная ситуация или черта характера члена семьи вдохновила вас на создание стихотворения или рассказа?
У моей средней дочери начался переходный период: часто обижается, смотрит искоса, необъяснимые непонятки в общении… В один момент как-то пришли строчки в голову и сложилось стихотворение «Подростки». А после поездки на стадион, где все катались на коньках, кроме меня (всегда падаю), написала стихотворение «На катке».
За последние два года вы написали более 250 стихотворений, 3 сказки и 4 рассказа. Как вам удаётся поддерживать такой плодотворный темп? Есть ли у вас особые ритуалы или методы работы?
Бывают такие моменты, когда несколько дней ничего не пишу и кажется, что муза ушла и больше не придёт. В такое время становится страшно, поскольку литература уже стала частью моей жизни. Я записываю разные мысли и сюжеты, приходящие в голову. Потом наступает как будто какой-то прорыв, и на каждую записанную строчку находится рифма. И вот уже за один вечер может быть написано не одно, а несколько произведений.
В самом начале я нуждалась в определённых условиях для вдохновения – мне нужно было где-то уединиться. Сейчас таких требований нет, если в голове сидит что-то, стараюсь всё записать, чтобы не забыть. Причём одновременно я могу смотреть телевизор и сочинять.
Расскажите подробнее о вашем романе «Мэнэрик или проклятие северных богов». Что подтолкнуло вас к созданию такого масштабного произведения, и какие темы вы в нём исследуете?
Мы очень любим смотреть канал Рен-ТВ. В одной из передач говорили про психическое расстройство женщин северных мест – эмирячек. Мне показалось это интересным, и я начала изучать научные работы по этой теме. Так родилась идея написания романа.
Переход к использованию нейросетей для создания музыки к стихам – это очень смелый и современный шаг. Как вы впервые узнали об этой возможности, и что было самым удивительным или сложным на начальном этапе?
Осенью прошлого года я участвовала в литературном марафоне «Между любовью и любовью», проводимом сообществом «Хроники настроения» и посвященном 132-летию со дня рождения Марины Цветаевой. В рамках марафона участники написали романсы, а после администраторы группы познакомили нас с музыкальными вариантами в исполнении нейросети Suno. Мне очень понравилась такая версия. К тому времени я, как один из участников библиотечного проекта творческой мастерской «Пятна счастья», была знакома с художественными способностями нейросети Кандинский и иногда даже пыталась в ней что-то изобразить. У меня был замысел попробовать создать с её помощью мультипликацию к своей поэме об Ангаре.
Прослушав романс на свои стихи, я решила познакомиться с искусственным интеллектом в музыкальном ракурсе. Очень долго и много работала, чтобы прийти к сегодняшнему результату. Теперь я понимаю, что вкладываться нужно не только интеллектуально, но и финансово, чтобы достигнутые результаты остались твоей интеллектуальной собственностью.
Самое сложное – это выбрать стиль музыки и правильно расставить ударение, но то, что ты получаешь после долгих мучений, иногда превосходит все твои ожидания. И даже зная, что исполняет песню не живой человек, а нейросеть, я иногда заслушиваюсь и попадаю под магию песен.

Вы сначала работали с одной нейросетью, а затем перешли на другую из-за авторских прав. Насколько важен для вас аспект владения правами на созданный нейросетью контент, и как это меняет ваше отношение к творчеству?
Дело в том, что, не имея прав на по факту своё творчество, мне страшно делиться им в соцсетях. Я боюсь, что на меня кто-нибудь наедет, засудит и т. д. А это, скажем, остужает пыл. Ну и, соответственно, если я захочу продать песню, то без владения авторскими правами не смогу этого сделать.
У вас уже есть коммерческий заказ на песню, созданную с помощью нейросети. Как вы видите развитие этого направления? Планируете ли вы активно предлагать свои услуги по созданию таких композиций?
Я думаю, что буду развиваться в этом направлении дальше. Очень много читала об этом направлении в интернете и узнала, что многие уже довольно долго и плодотворно развиваются в этом направлении. В комментариях к одному из вопросов по теме нейротворчества написали, что это следующий шаг развития, также как появление синтезаторов. В каком-то плане я с этим согласна, поскольку для меня очень сложно найти человека, который написал бы музыку для моих стихотворений. За деньги — да, а за символическую плату, которую берёт нейросеть — нет.
Вы возглавили поэтический клуб «Мелодия души», а затем и литературное объединение «Уголёк». Какие основные цели вы ставите перед собой в этих ролях, и что для вас значит быть лидером литературного сообщества?
Очень сложный вопрос. В первую очередь моя цель — развиваться самой. Поэтический клуб был создан на базе библиотеки в рамках программы активного долголетия. Поэтому в его составе в основном люди пожилого возраста, так же, как и в литературном объединении. Моя задача — омолодить немного состав, поэтому я интенсивно ищу молодых талантливых людей.
Быть лидером литературного сообщества – это большая ответственность. На год у нас составлен план мероприятий, как ты их проведёшь, чтобы не уронить честь объединения, как соберёшь выступающих, всё это полностью лежит на моих плечах. Помимо работы в библиотеке и семьи…
Под вашим руководством прошёл успешный конкурс юных поэтов «Мелодия души у всех своя». С какими трудностями вы столкнулись при его организации, и что, на ваш взгляд, было главным успехом этого мероприятия?
Трудности были с самого начала. Я отправила по электронной почте положение во все учебные учреждения города. За месяц не поступило ни одной заявки, и я начала обзванивать все учреждения и говорить, говорить… Это тоже не дало результатов, как и объявления в газете и соцсетях. Тогда пришлось идти в отдел образования и действовать через них. В результате за 10 дней до окончания приёма заявок начали поступать письма. В рекордные сроки я проверила все заявки на плагиат и направила членам жюри. Во всём этом сумбуре я каким-то образом не забыла попросить своих коллег и наставников пригласить на торжественное оглашение результатов начальника отдела культуры нашего города и телевидение. В итоге все ребята в тот день стали маленькими звёздочками, а я — их проводником к первым успехам.
Самый главный результат – теперь я знаю талантливых детей города и могу приглашать их на наши литературные мероприятия!
Вы активно участвуете в литературных фестивалях и сборниках. Как вы выбираете, где публиковаться, и что для вас значит видеть свои произведения в печатном виде?
Поначалу я просто отправляла заявки куда только можно, но в большинстве случаев оставалась только участником конкурса и слегка расстраивалась. Иногда после нескольких неудач даже опускались руки. Теперь я понимаю, что истинное признание – это когда перед тобой сидят твои соратники и аплодируют после выступления. Но всё равно, когда читаешь свои строки со страниц сборника, в душе что-то сжимается от счастья и пробивается слеза. Поэтому я продолжаю участвовать и глупо мечтаю о своём личном поэтическом сборнике.

Вы собираетесь участвовать в литературном конкурсе нового формата, который обещает быть «без токсичности, негатива и унижения новичков». Почему для вас так важен именно такой формат, и верите ли вы, что он может изменить ландшафт литературных конкурсов?
Я ещё до конца не разобралась со значением слов «новый формат» и «ландшафт литературных конкурсов»… Возможно, здесь имеется в виду именно онлайн-форма. Меня пригласили поучаствовать, и я подумала: почему нет? Мне нравится форма конкурса-марафона, поскольку она даёт тебе небольшой пинок, и иногда рождается что-то очень достойное.
Если бы вы могли дать один совет начинающему автору, который только ищет свой путь в литературе, что бы это было?
Не бойся писать, даже если тебе говорят, что твои темы избиты временем. Не набив шишек и не выслушав килограмм критики, ты ничего не достигнешь.
Помимо письма, есть ли у вас другие хобби или увлечения, которые помогают вам перезагрузиться или вдохновиться?
Мы семьёй очень любим путешествовать и каждый год ездим на Байкал. Это время, когда всё остальное уходит на второй план. А в этом году мы ещё и начали кататься на велосипедах по городу, что даёт мне возможность общаться с детьми и мужем, поскольку основную часть времени я провожу за ноутбуком.
Также я занимаюсь теплицей. Каждый вечер с начала мая и до конца сентября захожу в свой огуречно-помидорный рай и общаюсь с растениями: разглядываю помидорки и огурчики, пасынкую, перевязываю. Очень скоро начнём кушать первые плоды, а в голове сидит задумка написать что-нибудь про овощи!
Какие у вас творческие планы на ближайший год-два? Чего ждать вашим читателям и слушателям?
Вы задали очень большой период… Поскольку я захватила обширное поле деятельности, мой роман развивается очень долго… Это я про книгу… В планах, конечно же, её дописать. А вообще сейчас нашла исполнителей на две свои песни, хочу, чтобы их исполнили живые люди. Тогда они будут звучать ещё лучше. Ну и понятно, что самая главная моя мечта – чтобы мои хиты зазвучали для более широкой аудитории.
Вы назвали литературу «отдушиной» и источником «огромного удовольствия». Что именно в процессе творчества приносит вам наибольшее наслаждение?
Наибольшее наслаждение – это то, что я могу изложить свои мысли, поделиться ими с окружающими. Я придумываю что-нибудь и могу дать мысли любое развитие, могу выдумать что угодно. И даже если мне скажут, что так не бывает, я отвечу, что в сказках бывает так, как ты хочешь.
Спасибо за откровенные ответы! Желаем удачи с предстоящими релизами и творческими начинаниями!
Ссылки на соц.сети:
Группа Вконтакте https://vk.com/ludafamhutdinova
Дзен https://dzen.ru/profile/editor/ludmilafamxutdinova
Профиль на Стихи.ру https://stihi.ru/avtor/ludmilafam