Инна Сёмина – это режиссёр, сценарист, фотограф и организатор творческих встреч. Её дебютный фильм “(не)Люблю” получил признание на международных кинофестивалях. Встречайте интервью с человеком, который своим примером доказывает, что талант не имеет границ!
Здравствуйте, Инна! Мы готовы погрузиться в ваш удивительный творческий мир.
Инна, вы «талантливый человек во всем”. Как вы сами определяете свои творческие направления и как они дополняют друг друга?
Ну, остались сферы в искусстве, куда я еще не пробовала свои силы приложить: театр, например. Цирк тоже очень интересен. (Смеется.) Ну, а если серьезно, то у меня как-то само собой одно переходит плавно во второе, в третье. Просто вектор выбран правильно и осознанно. Я пробую себя и, получая конечный результат, чётко понимаю, нужно ли мне развитие именно в этом направлении. Конечно, мне, безусловно, помогает опыт фотографа как режиссера или опыт организатора КВН как продюсера в кино. Ну и все-таки навыки общения с людьми тоже никто не отменял. Я стараюсь уважительно относиться к людям, с которыми работаю. И, может быть, поэтому они идут со мной дальше в другие проекты.
Ваш путь в кино начался без профессионального образования. Что стало отправной точкой и самым большим вызовом на этом пути?
Те, кто смотрели фильм «Вера», наверняка заметили, что в начале фильма есть надпись: «Посвящается памяти моего папы». И тут история не про образ жизни, а именно про память. Сценарий фильма я увидела во сне, на 9-й день со смерти папы. Это был период вообще колоссального стресса и отсутствия сна, но этот сон я посмотрела как кино, а проснувшись помнила досконально всё до мельчайших подробностей. Через какое-то время в разговоре с другом рассказала, и мы одновременно решили, что фильму быть! И вот так Кирилл Букин стал режиссером «Веры», а я автором сценария и продюсером. И потому, отвечая на вопрос, отправной точкой стала сама жизнь, а вызовом — что я должна сделать этот фильм в память о своем папе. И я это сделала. И уверена, что он бы мной гордился!
Ваши фильмы “Вера” и “(не)Люблю” получили признание. Что вы хотите сказать зрителю своим кино? Какую главную мысль вы стремитесь донести?
Будучи зрителем, я всегда предпочитала к просмотру фильмы, после которых остается еще на какое-то время послевкусие. Когда хочется немного закрыться от внешнего мира и просто подумать, анализировать, в конце концов просто побыть в тишине и одиночестве. Оба фильма — это социально-бытовые драмы, и ситуации в них знакомы каждому, так или иначе. Ведь, согласитесь, нас однажды кто-то предал, мы потеряли навсегда кого-то очень родного, нас кто-то очень близкий обманывал, ну или мы совершали поступки, за которые понесли наказание или, наоборот, всю жизнь мучает совесть. Тут список можно продолжать бесконечно. Это две разные истории, но обе они о непростой судьбе обычных людей, которые по стечению обстоятельств находятся реально в тупике, и в какой-то момент табличка «Запасной выход» пропадает вовсе, и остается только тупик и пустота. И вот тут как раз и есть мой посыл, как сценариста и режиссера, что в таких моментах необходимо находить в себе силы. Как угодно: верой, общением, путешествиями, новой жизнью… И если верить, то всё обязательно получится! Сила веры действительно безгранична!
Вы работаете над фильмами “Надежда” и “Будь со мной”. Можете рассказать немного о них? Какие темы затрагивают эти картины?
Я стараюсь придерживаться своего стиля. Но на третьей картине понимаю, что хочу немного смягчать окончания фильмов. То есть давать героям все-таки шанс на светлое будущее. Я не говорю про happy end, но мне стало хотеться оставлять призрачную надежду у героев… А уже дальше зритель сам может предполагать, чем может вся эта история закончиться. То есть финал каждого фильма я оставляю на личное усмотрение зрителя. Фильм «Надежда» — это история взаимоотношений семейной пары, где переплетаются прекрасные и трепетные взаимоотношения и жесткие реалии онкобольной пары в ситуации «пациентка и лечащий врач». Фильм «Будь со мной» — это немного другая история, рассказывающая история о непринятии драматической ситуации в жизни. Страшно, когда человек не виноват, но он не может понять этого, и он своими же руками начинает уничтожать себя. И вопрос в обеих картинах одинаков: какое решение примут герои? И тот же вопрос и в предыдущих моих фильмах. Так что, если кратко ответить на Ваш вопрос: тема выбора!

Вы работаете с сильной и проверенной командой. Насколько важна командная работа в кинопроизводстве, и как вам удается создавать такую атмосферу взаимопонимания?
Давайте я прям приведу пример. Возьмем пазл, допустим, на 50 деталей. И вот вы упорно собираете, подбираете уголок к уголку, и вроде уже картинка почти совпала… И тут раз, и не хватает одной детали. Всего лишь одной… И всё! Ваш пазл уже никогда полностью не соберется. Так же для меня и в кино значит моя команда. Можно, конечно, плюнуть на одну недостающую деталь и подрисовать фломастером, но тогда не факт, что результат будет достойным. Мы каждый отвечаем по своему направлению, но при этом успех зависит именно от общей слаженности и командной работы. У меня немного народа, но всё, что необходимо для всех трех основных этапов кинопроизводства, у нас есть. И я каждый раз, рассказывая о любом своем проекте, рассказываю и благодарю каждого из них, что двигаются со мной и доверяют мне. Ну и терпят порой мои склочные режиссерские идеи! Ребята, привет вам и благодарю!
Вы уделяете особое внимание музыкальному оформлению фильмов. Расскажите о вашем подходе к выбору музыки и сотрудничеству с музыкантами, например, с группой «Плюс 58» и Константином Мирошником.
Лично для меня музыка в кино – это половина успеха фильма. Музыка во многом может способствовать восприятию картинки, придавать и усиливать чувства, а возможно, наоборот, убить всё на корню. Ну вот, ради эксперимента, попробуйте посмотреть, например, «Титаник» без песни Селин Дион… Вряд ли так зацепит. Подобрать музыку – непростая задача. И тут мне тоже очень повезло, потому что в окружении нашлись потрясающие талантливые музыканты, которые являются и авторами этих песен. В фильме «(не)Люблю» звучит всего лишь одна композиция, но она придает настолько определенное настроение, что зрители на закрытом показе начинали пританцовывать, хотя фильм драма драмой (смеется). Вторая композиция уже утверждена в фильм «Надежда», но она более мелодичная, с очень глубоким смыслом. Есть точно о чем подумать. Эти и еще многие песни рок-группы «ПЛЮС 58» можно найти в сети. Но бывает и так, что вообще неожиданно находится саундтрек, как произошло у нас на предпродакшне к «Будь со мной». Автор и исполнитель потрясающей песни оказался всемирно известный художник Константин Мирошник, который оказался потрясающим музыкантом. Но я лично еще раз убедилась, что талантливые люди талантливы во всем.
Актер Денис Матвейчук играет в нескольких ваших проектах. Что вы цените в работе с актерами, и как строится ваше сотрудничество?
Да, действительно, с Денисом мы работаем уже не первый раз. И могу сказать, что тут та же история, что и про команду. Для меня очень важно, чтобы было максимально комфортно работать, и если при этом ты понимаешь, что человек справится и сделает всё, как ты задумал, то почему не поработать на нескольких проектах. Это же довольно частная история, когда режиссер предпочитает конкретную актерскую команду. И я поддерживаю такое решение. Если говорить о том, какой я режиссер, то я спокойный режиссер. Я не кричу на площадке, не истерю, если вдруг что-то не ладится. Поверьте, в жизни я могу и крепким словцом пройтись, но на площадке я предпочитаю спокойно и доходчиво общаться со всей командой. Я просто не вижу смысла орать, просто в конце проекта люди больше не захотят работать. А я всегда еще смотрю и на перспективу.
Вы работали над ток-шоу “Самое главное”. Планируете ли вы возвращение к телевизионным проектам в будущем? Если да, то в каком формате?
Программа «Самое главное» стала для меня хорошим опытом посмотреть и открыть для себя формат «Ток-шоу». Но по итогу мы ушли в «интервью». Сама идея программы заключалась в том, чтобы приглашать героев, которым есть что рассказать из собственной жизни с некой мотивацией для тех, кто, возможно, сейчас это переживает. Очень эмоциональный выпуск получился самый первый, гостем которого был актер Николай Перминов, у которого очень было тяжелое детство: без матери, были детские дома, абсолютная жестокость… И действительно в какой-то момент я помню, у всей съемочной команды были слезы на глазах. Но он смог вырасти прекрасным человеком, верующим, ну и плюс стать востребованным актером. А еще меня поразил юморист «Кривого зеркала» Александр Морозов. Получилось большое интервью, но даже я не ожидала, насколько человек окажется глубоким, мыслящим и будут затронуты очень серьезные темы. Привыкнув к его образу клоуна и балагура, это было максимально неожиданно и приятно. На данный момент мы пока переживаем некую паузу, но вполне есть вероятность, что «Самое главное» вернется, но в обновленном формате, оставив при этом изначальный посыл.

Вы начинали с КВН, затем фотография, ток-шоу и, наконец, кино. Что движет вами в поиске новых форм самовыражения?
Давайте немного вернемся назад, к первому вопросу. Это вот как раз к тому, что у меня всегда как-то очень плавно происходит эта трансформация творческая. Порой мне кажется, что просто характер вот такой. Начала что-то новое, освоила, попробовала, есть результат, сделала, двигаемся дальше. Может, это и не хорошо, потому что долго не задерживаешься в одном направлении, но, с другой стороны, ты развиваешься, учишься новому. Но на данный момент в кино я, конечно, думаю, еще поработаю немного. А уж сколько мне там суждено быть, это покажет только время. Но я об этом не думаю, сейчас настолько развиты культура и искусство, что есть куда еще развиваться. Было бы желание, как говорится.
Вы организуете “ART встречи” для творческих людей. Какова цель этих встреч, и какие результаты вы видите от такого формата нетворкинга?
ART встречи — это очень интересный и необычный формат, который действительно стал пользоваться популярностью. Первая встреча была в январе 2025 г., а вторая буквально вчера. Формат подразумевает собой вечер за ужином, где собираются люди творческих профессий. И тут нет границ в общении, например, за одним столиком может быть звездный артист и начинающий актер. У нас все общаются на равных, знакомятся. В данном формате я даю еще и возможность выступления всем гостям, когда они могут рассказать о себе, своих проектах, своих планах. И могу с уверенностью сказать, что после уже первой встречи у некоторых гостей получились интересные совместные проекты. Это важно, когда ты, придя на такое мероприятие, чувствуешь себя абсолютно спокойно и уверенно, можешь найти новые полезные знакомства и друзей! Проходят наши встречи в чудесном грузинском арт-кафе «Зандукели», который знаком большинству людей из мира шоу-бизнеса. За что отдельная благодарность Георгию Зандукели!
Какой совет вы могли бы дать начинающим режиссерам и сценаристам, особенно тем, кто, как и вы, начинает без профильного образования?
Не останавливаться! Если даже кажется, что ничего не получается, продолжать пробовать дальше. Только целеустремлённые люди добиваются успеха! Просто идти, как локомотив, набирая обороты с каждым днем и с каждым проектом. Собирать вокруг себя людей, которые с тобой на одной волне, и только так продолжать! Вот пожалуйста, я как раз яркий пример этого. Не скромно, но это факт.
Какой жанр кино вам наиболее близок и почему?
Ну, судя по тому, что я снимаю свое кино в жанре «Драмы», то мой ответ вроде как должен быть очевиден. И мне нравится этот стиль. Да, он грустный, порой тяжелый, есть фильмы, которые зрители психологически «не вывозят» до конца. Но, на мой взгляд, именно этот жанр и сложен и для режиссера, и для сценариста, и, конечно, для актеров. Возможно, мне мои фильмы даются легче, потому что сценарист тоже я. А значит, я уже видела этот фильм у себя в голове. Для меня драма — это, в первую очередь, кино со смыслом. И как раз именно в них всегда есть такое понятие, как «что такое хорошо и что такое плохо».
Как вы видите развитие российского кино в ближайшие годы?
Я думаю, что кино за последние годы сделало некий прорыв, но мне лично кажется странным снимать ремейки или из добрых и близких сердцу советских мультфильмов делать фильмы в жанре караоке или мюзикла. Либо снимать биографию какого-то великого, реально великого человека и добавлять какие-то свои личные мысли, предположения, привычки… Как так? Просто смотря на сегодняшний день, мне обидно становится, и я задаюсь вопросом: «А что, у нас совсем классных сценаристов не осталось, что настолько фантазии обнуляются?» Лично я бы дала больше возможностей для молодых авторов, режиссеров. Понятно, что нужен опыт, нужна база, нужно финансирование, да много чего нужно. Но у молодых есть то, чего уже нет у многих режиссеров «первого эшелона»: свежий взгляд! А если он есть, то и зритель обязательно это увидит, потому что зрителя обмануть невозможно!
Спасибо за ваше время! Были рады пообщаться. Желаем вам вдохновения и новых творческих побед!
*Информация для вопросов взята с официальной страницы Вконтакте и Творческой биографии
Ссылки на соц.сети:
Личная страница Инны во Вконтакте https://vk.com/seminadirector
Страница во Вконтакте актера Дениса Матвейчук https://vk.com/id36083052