Интервью с автором проекта – Екатериной Макаренко
Екатерина, вы являетесь автором проекта. Расскажите, пожалуйста, что послужило вдохновением для создания именно такой музыкально-театральной программы, посвященной великому немецкому композитору?
Этот проект родился из большого количества творческих экспериментов и трансформаций. В своем изначальном виде он назывался «Диалог с музыкой» и был создан по инициативе и в содружестве с моим коллегой, прекрасным скрипачом Андреем Оганесовым. Мы вложили в него много сил, разработали уникальную концепцию, которая имела большой успех у публики. К сожалению, так получилось, что Андрей переехал в другой город, но я решила продолжать наше дело, и вот так идея «Диалогов с музыкой» и наши творческие находки внутри этого проекта нашли свое воплощение в «Совсем другом композиторе», посвященном Бетховену – одной из ярчайших личностей всей музыки. Его страсть к жизни, к музыке, его убеждения и несгибаемый характер – это бесконечный источник вдохновения и сил, что символично пересекается с судьбой нашего проекта в том числе.
В чем, на ваш взгляд, заключается главная уникальность вашего проекта, отличающая его от других классических концертов?
Мы понимаем, что многие зрители, приходящие на концерты классической музыки, не всегда детально подготовлены и погружены в контекст, в историю, в содержание того, что они пришли слушать. Кто-то приходит из любопытства, кто-то – за глотком свежего воздуха на выходных, кто-то – выгулять новый наряд и выйти в свет, поэтому погрузиться в такую музыку может быть для них сложным. Приходя в зал, они скучают. Их внимания хватает на десять минут, а оживают они, когда слышат что-то знакомое. Поэтому мы вовлекаем слушателя в целое повествование, в которое органично вплетается музыка. Они сопереживают композитору, увлекаются сюжетом и из-за этого не «выключаются» из процесса. Даже профессионалы и подготовленные слушатели узнают какие-то новые факты и получают удовольствие от цельной качественной программы, а неискушенные зрители знакомятся не только с музыкой, но и ее историей, с личностью композитора.

Почему вы выбрали именно особняк в центре Москвы в качестве площадки для концертов? Как вы считаете, как это повлияет на атмосферу и восприятие музыки слушателями?
Честно говоря, я давно засматривалась на Башмет-центр в качестве площадки для проведения проекта: там хороший рояль, прекрасная акустика, эстетичный интерьер, есть варианты для разного сценического света, местонахождение в сердце Москвы – в общем, идеальная локация! Проблема в том, что для частных организаторов вроде меня помещение в аренду не сдают, и здесь мне невероятно помогла Анна Николаевна Соколова, прекрасная скрипачка и невероятный педагог, и ее концертное агентство. Она взяла переговоры с площадкой на себя, и позже сообщила мне возможные даты, которые мы согласовали с артистами для наших концертов. Так наш проект оказался в Башмет-центре, чему я очень рада!
Проект заявлен как серия из трех концертов. Будет ли какая-то общая тема или концепция, объединяющая все три выступления, или каждый концерт будет самостоятельным?
В проекте 3 концерта: о Бетховене (31 марта), о Моцарте и Сальери (30 апреля), о Шопене и Листе (30 мая). Главное, что их объединяет – наша концепция музыкально-театральной программы, в которой много тонких, трогательных, эмоциональных моментов. Это не лекция с перечислением фактов из жизни композиторов, это путешествие по их жизням, их мыслям и чувствам и, конечно, их музыке.
Вы планируете сделать этот проект разовым или рассматриваете возможность его дальнейшего развития и повторения в будущем?
Да, этот проект – мое детище, я вкладываю в него много сил и творчества, поэтому планов много. Он пластичен и мобилен, его можно переводить на любые языки и исполнять в любых разных залах, где есть хороший рояль. Из ближайших планов – расширение географии проекта и гастрольные выступления.
Мы открыты для предложений!


Музыканты, участвующие в проекте, – лауреаты международных конкурсов и выпускники Московской Консерватории. Как вы собрали такую команду профессионалов, и что, на ваш взгляд, делает их исполнение особенным?
О них я могу говорить часами. Это одни из лучших молодых музыкантов, которые мне известны, и настоящие профессионалы. Это люди, с которыми мы сходимся в представлениях о музыке, времени, стилях, исполнении, о мире в целом. Мы не тратим время на споры, объяснения, нам не нужны десятки репетиций. Мы прекрасно друг друга понимаем, и я очень это ценю. Особенным их исполнение делает их любовь к музыке, жизни, людям, их желание поделиться созидательной силой музыки со всеми, донести свое видение и свой внутренний свет и огонь до слушателя через нее, а еще их высокий профессионализм, который позволяет воплотить все это в жизнь. Думаю, что зрители, услышав их, поймут, о чем я говорю.
Помимо музыкальной составляющей, в программе заявлен “Голос Чтеца”. Какую роль будет играть художественное слово в раскрытии личности композитора и углублении восприятия музыки?
Как вы, наверное, поняли, исходя из нашей концепции, роль эта крайне важная, и для меня как организатора огромная радость, что исполнять ее будет актер театра и кино, голос зала «Зарядье» и радио «Орфей» Егор Воронцов, человек с большим послужным списком и огромным опытом, согласился участвовать в проекте. Я благодарна Владимиру Байкову (бас-баритону, чудесному вокалисту, который будет петь в нашем втором концерте) за то, что он нас познакомил.
Я не приложила ни одного усилия или объяснения, рассказывая Егору, что мне нужно. Никаких репетиций, никаких лишних взаимодействий, ни-че-го. Мы договорились встретиться на студии ночью для того, чтобы я во время записи сразу что-то могла корректировать и редактировать. Но вечером, за час до выезда, Егор написал, что он и его звукорежиссер Илья (лучший звукорежиссер, которого я знаю) уже все сделали и я могу никуда не ехать. Я отслушала, поняла, что ни одной правки я внести не могу. Несмотря на то, что сценарий правила я и знаю его досконально, я забыла обо всех делах, сидела и слушала, открыв рот.
Но на студию я все-таки приехала, а для чего, узнает тот, кто придет на наш концерт!


Где и когда можно будет посетить концерты? Как приобрести билеты и узнать подробности о программе?
Три концерта этой весной пройдут в Башмет-центре: 31 марта о Бетховене, 30 апреля – одноактная опера Римского-Корсакова «Моцарта и Сальери» и 30 мая о Шопене и Листе.
Билеты можно приобрести по этой ссылке: https://sovsem-drugoi-compozitor.timepad.ru/event/3237017/
А следить за информацией о проекте можно в нашем сообществе: https://vk.com/sovsemdrugoicompozitor?from=groups
Конечно, можно приобрести билеты на входе, но могут закончиться свободные места!
Что бы вы хотели сказать потенциальным зрителям, чтобы пригласить их на концерты? Ваше главное послание будущим слушателям.
Дорогие зрители, ждем вас на наших музыкально-театральных погружениях в жизнь и судьбу великих композиторов, где мы познакомим вас с их миром и их творениями в нашем исполнении в стенах потрясающего Башмет-центра. Мы будем рады видеть каждого и после концертов с удовольствием ответим на ваши вопросы. До встречи на наших концертах!