Ваша история началась с “школьных друзей-выпускников” летом 2012. Что послужило искрой для создания группы? Какая музыка вас тогда вдохновляла?
История нашей группы — это некое пособие по тому, что у пиратов называлось «на абордаж». Ведь именно от того, изначального состава школьных друзей, никого не осталось. Сперва ушли, по своей воле, те для кого это было лишь хобби, затем нам пришлось, с тяжелым сердцем, попрощаться и с создателем коллектива – Артёмом Захаровым. Я могу, в некотором роде, себя тоже причислить к начальному составу, т.к. вокалиста до меня у группы не было, но все же, несколько месяцев я не знал о группе, а она обо мне.
За время существования коллектива в нем успело поиграть порядка 20 человек. До прошлого года с нами ещё оставался один из «отцов основателей» – басист Егор «Гогр» Иванников, но и у него последнее время не хватало времени на группу.
Про Гогра могу сказать точно, в школе он любил блатняк. Артёму Захарову очень нравилась группа Декабрь, помню. Я же был безумным фанатом Короля и Шута и всего, что связано с панком: Наив, Тараканы, FPG и даже Пурген.
Что стало искрой? Ну ребята, которые объединяются в музыкальную банду, всегда заряжены на желание достичь рок олимпа. По этому поводу могу сказать точно лишь за себя. Я уже много лет крутился в околомузыкальной тусовке. Меня в то время многие знали, как владельца официального Ижевского фан сообщества Короля и Шута, а также как человека, который вопреки промоутерам, наотрез отказывающимся делать концерт КиШа в Ижевске – сделал это, сплотив фанатов и провернув какую-то неимоверную работу, за что Горшок и Князь благодарили нас со сцены! (даже видео где-то есть). Но при всем при этом с группой не клеилось. Поиграл в трех непонятных коллективах, всё было не то. В какой-то момент я почти отчаялся, подумал, что буду юристом в офисе до конца дней своих… И в тот момент, на связь со мной вышел Артём. То есть понимаете, тут совпадений уйма. И одно из важнейших – мы с ребятами по вкусам совпали! Также, все осознавали, что мы друг другу нужны. Я уже тогда писал песни во всю, то есть имел материал для коллектива, а также организаторский опыт и узнаваемость, среди рок тусовки – очень хороший бонус для начала. И мне не просто рок олимпа хотелось тогда, мне хотелось гордиться тем, что мы создаём, понимать, что песни наши поют люди, что некоторых они вытаскивают из жутких жизненных ситуаций. Нести в мир какую-то теплоту, делиться своими эмоциями и понимать, что написанная фраза или мелодия может дать возможность улыбнуться или заплакать от переизбытка чувств тысячам других людей. Потому мне, конечно же, нужны были единомышленники, и с пацанами мы вступили на этот сложный и тернистый путь, плечом к плечу!
Вокалист Сергей Толстухин присоединился к вам в сентябре, а уже в декабре состоялся первый концерт. Как быстро вы нашли общий язык и начали работать вместе?
После того как Артём позвал меня на «прослушивание» я пришел на репу и спел, по-моему, лишь одну песню. Тогда у группы не было своего материала и играли они каверы, в репертуаре были FPG, Metallica и Король и Шут. Мы сыграли вместе Лесника, после чего басист Гогр выдал – «Всё, поиски окончены, он лучший!». Дальше мы начали работать. Для понимания – ни мои, ни чьи-либо ещё навыки владения инструментом не были даже на уровне «средне». Гогр окончил музыкалку, по классу «аккордеон». Бас он в руках держал лишь второй месяц. Гитарист Артём примерно столько же в руках держал гитару. Барабанщица… ой не будем даже говорить. В целом свой уровень, на то время, я оцениваю как «кухонный исполнитель» – уже 7 лет играл на акустике и пел с друзьями на всех тусовках под гитару.
То есть представляете да, какой самодеятельностью все это было в тот момент? Мы начали практически с нуля. Но желание показать себя было очень сильным. В том же месяце мы создали свою первую песню, которая кстати так и не вышла. Ну, а дальше мои связи сработали уже. Договорились о концерте, нам дали пол часа, сыграть между каких-то групп. Материал мы отточили, для тех времен на 4+. Но выйдя на сцену все встали как вкопанные, пошевелиться было сложно, пот лился рекой. Но вот, к сцене начали подходить люди. Подходить и плясать. И нам стало немного легче. Нас даже на бис позвали. В общем то это был успешный первый концерт, но смотреть его запись мне всё же чуточку стыдно.
Был стремительный рост в первые месяцы – “2-3 концерта в неделю”. Как вы справлялись с таким темпом на старте, и что помогло вам так быстро набрать фан-базу?
Я уже не помню, что послужило триггером. Мы выступили впервые, продолжили репетировать, в январе договорились об ещё одном концерте. Сыграли его и на следующую репетицию к нам завалилось девчонок 5-6, не знаю от куда они взялись и как узнали, но у них горели глаза, и они просидели все два или три часа на полу восторженно глазея на нас. А после нас просто начали звать поучаствовать в сборных концертах, или как мы их называем «солянках». Мы вписывались везде. Просто нам это было нужно. И с каждым разом людей становилось все больше, а мы себя на сцене чувствовали все раскрепощённее. Естественно, в то время каждый наш концерт заканчивался лютым угаром и тусовками. Иногда лютый угар начинался еще до концерта.
“Джек из Уайтчепела” стал вашим первым хитом. Почему именно эта история вдохновила вас на песню, и как проходила работа над треком и клипом в рамках музыкального чемпионата?
К тому моменту мы сменили одного из гитаристов (их у нас было два изначально) и дважды сменили барабанщика. По-моему, с приходом новых людей в группу, мы сразу же подали заявку на участие в чемпионате. Барабанщик, Вячеслав Холзаков, на 11 лет станет постоянным членом и костяком коллектива, отыграв год на барабанах успешно перепрофилируется в гитариста и пробудет в составе до марта 2025 года.
В тот момент у нас уже было сочинено порядка 7 своих песен. Поступило задание от Чемпионата – «Записать песню». Я конечно же говорю ребятам – у нас есть крутая песня, называется «Выход», давайте её запишем. А новый гитарист мне такой, Серёг, ты на прошлой репе показывал песню, про Джека Потрошителя, меня она намного больше цепанула, давай её сделаем и запишем?
Я даже сопротивлялся сперва. Но все ребята его поддержали. А для меня это было шоком, что я ребятам песню на акустике сыграл, а она им понравилась так сильно.
Сочинил я её спонтанно. Дома, взял гитару, сыграл перебором аккорд Си минор, и случайно услышал в этом мелодию. Через 10 минут была полностью готова музыка и мелодия вокала, оставались слова. Я даже не раздумывал, о чем эта песня, мне все казалось очевидным с первых секунд. Я открыл Википедию, ознакомился с деталями по истории персоны Джека Потрошителя и еще через полчаса закончил текст. Хитовая песня за 40 минут – кто сказал, что невозможно?
Что б было понятнее, на запись трека нам дали неделю. А мы даже не играли его еще. Аранжировки не придумали. За репетицию всё сделали и на следующий же день побежали на студию звукозаписи. Как дикари там были. Все впервые видели! Звукорежиссер просил меня петь необычный бэк вокал, что-то под названием «терция». Я вообще тогда не врубался, что он от меня хочет, но под чутким руководством, через десяток дублей, смог выдать более-менее сносный дубль.
Выложили трек. Прошли в следующий раунд. Но не думали, что на столько попадём в жилу нашей рок тусовки. Мне кажется, если выбрать песню того года, среди Ижевских рокеров, то это будет она. Её как будто знали все.
Дальше задание снять клип. Дали 4 дня.
Сюжетную часть снимали на набережной Ижевского пруда, но кадры взяли так, что действительно похоже на улочки Лондона XIX века. Снимали очень долго. Но, как оказалось, материала было все равно недостаточно, пришлось идти на студию и снимать «прыгающих музыкантов». Что ж, с этой работой мы вышли в финал, с первого места в турнирной таблице!
Альбом “За гранью разумного” вышел через год после основания. Что вы вкладывали в название альбома, и какие темы в нём затрагивались?
Ну, чуть больше года. Он вышел 10 апреля 2014 года. Название – это строчка из вышеупомянутой песни «Выход». В ней поётся «Этот выход за рамки, за грани разумного». Но строчка отдельно звучит как очень пафосное название для альбома «За гранью разумного» – это то, что взорвёт мозг слушателям. Опять же, как нам на тот момент казалось.
Темы в нем затрагивались разнообразные. Вообще это единственный альбом, где половину текстов написал не я, а создатель группы Артём Захаров. Я правил эти тексты, что б в них была рифма. Но смысла, честно говоря, до сих пор не понимаю, в большинстве случаев. Да там есть и мои песни, половина, но честно говоря, в большинстве из них, я тоже искал себя, свой стиль, концепцию.
На западе такие альбомы обычно называют «Демо». Группы отсылают лейблам свои первые работы, те слушают, находят потенциальные хиты, затем менеджеры и сонграйтеры разрабатывают фирменный стиль группы, создают, совместно с музыкантами, ещё с десяток хитовых треков и тогда они уже записывают свою официальную, первую пластинку.
А у нас в стране нет такого, всё сами. И только написав Джека, когда треклист альбома был почти сформирован, мне стало ясно, в какую сторону двигаться дальше – в сторону загадочных историй, которые реально происходили в нашем мире. В сторону следующего альбома под названием «Навеки в легенды».

Семён Чайка заметил ваш сингл “Капитан”, и шесть песен попали в ротацию на “Своём Радио”. Как вы узнали об этом, и какие эмоции испытали, услышав свои песни в эфире?
Мне Чайка лично написал на мэйл. А я в офисе тогда работал. Сижу себе за компом, открываю почту… Мой крик слышали все, хехе.
Эмоции – это конечно гордость. Это же как знак качества на продукции! Конечно, всем хвалились. Завистники сгорали от злобы. Но также и мы злились, только сами на себя, за то, что очень сильно затянули запись. Ведь ещё полгода назад Семён был программным директором Нашего Радио! Представляете, если бы 1-2 трека взяли в ротацию Федерального радио? Вполне возможно мы бы уже давно собирали стадионы… Или развалились по молодости и глупости, не пройдя медных труб.
Знакомство с группой Йорш на “Улетай” в 2015 году “судьбоносное”. Как это знакомство повлияло на вашу группу, и что вас связывает с Йоршем, помимо фита “Цени Рок-н-Ролл”?
Дима Сокол – это сейчас как крёстный папа многих рок коллективов. Он же работает на лейбле Союз.
Советы всякие по продвижению даёт. Постоянно общаемся. Порой я подгоняю ему интересные, перспективные на мой взгляд, Ижевские коллективы. Да и в целом отношения дружеские со всеми участниками группы Йорш. Летом вот, с моей невестой – Марией Норкиной (вокалистка группы НОРА НОРА), Соколом и его женой Юлей ездили, на тачке, на фест «Окна открой», в Питер. Там ребята узнали, что Мария моя преподаёт вокал, услышали, как она поёт и теперь оба занимаются у неё. Нора (так я ласково зову невесту свою), кстати говоря, прописала все дорожки бэк вокала в недавно вышедший альбом гр. Йорш «Счастье! Конец» и их новый сингл «Мой город будет стоять». Мы все вместе на студии тусовались, во время записи последнего, так что ещё и я там, где-то, нижнюю терцию пропел.
Альбом “Навеки в легенды” стал концептуальным, с “высокой художественной задумкой”. Почему вы решили пойти по пути концептуальных альбомов, и как родилась идея связать песни с загадочными историями и картинами?
В целом, ответ на этот вопрос я частично дал в 5 вопросе, сами сделали демо альбом, сами же поняли, что в нем хит, а что нет, сами же понял, как дальше должна развиваться группа. Джек – песня на реальных событиях, то, что зацепило людей, значит в том направлении мы и будем работать.
А картины – это практически отдельная история. Однажды меня пригласили на какой-то форум, лекцию прочитать, по-моему. Там были писатели, поэты, художники, музыканты, в общем обширный такой павильон, где у каждых направлений своя отдельная зона. И вот, проходя мимо художников, я заметил нечто выбивающееся из общей картины. То, что мне захотелось, во что бы то ни стало, приобщить к нашей музыке. Чувак рисовал офигенные картины, с помощью баллончиков с краской, используя трафареты и прочие искусные примочки своего дела. В общем, я подошел к нему, поговорили, он выразил заинтересованность в работе! Так, для каждой песни с альбома «Навеки в легенды» была нарисована картина, вживую! Мб когда-нибудь, люди за них отдадут целое состояние.
Трек “Капитан” с альбома “Навеки в легенды” вышел в финал “Битвы за эфир” на “НАШЕм Радио”. Как вы оцениваете этот опыт, даже несмотря на “богатых нефтяников” победителей? И как повлияло участие в “Битве” на вашу аудиторию?
Это довольно-таки богатый опыт. Когда директор Нашего Радио Ижевск узнал, что трек местной группы прошел в финал, на федеральном уровне, он первым делом велел начать региональный эфир с нашей песни! Мы поняли, что наша аудитория очень сплоченная. Но был недостаток во всём этом – голосовать можно было лишь с помощью платных смс и сколько угодно раз. Соответственно, даже самую сплоченную аудиторию начинающей группы с легкостью смогли переплюнуть люди, бюджет которых не ограничен. Самое обидное, что группа победитель имела в своём сообществе 45 человек. Это был какой-то жутко сведенный трек под акустику, а победа не принесла им новых подписчиков, от слова совсем. Потом мы наблюдали за ними, еще некоторое время. В итоге, как я понимаю, группа перестала существовать. Напротив, у нас, за 4 эфира, прирост в паблик ВК составил около тысячи человек! А это говорит лишь о том, что купить победу ты конечно можешь, но музыка и слушатели не продаются!
Победа во Всероссийском конкурсе Revolution в 2018 году и недельный тур. Что дал вам этот конкурс, и почему вы считаете, что это был “последний конкурс, в котором коллективу была необходимость участвовать”?
Может быть я не совсем корректно выразился. Просто с тех пор мы уже сами организуем свои туры. Да и новичками себя уже не считаем. Мы, путь этих конкурсов прошли, и стали самостоятельны. А молодых коллективов, талантливых, которым нужна поддержка – очень много. Спасибо группе Скворцы Степанова, за организацию такого чудесного мероприятия как Revolution!
Нас, как коллектив, который никогда до этого так много дней подряд не турил это конечно прокачало. В плане техничности, работы с аудиторией, распределению энергии на весь сет. После завершения тура, через 3 дня, мы уже открывали фестиваль Улетай – с какой же легкостью мы отыграли часовой сет! Помню все выступления на Улетай до этого, под конец у меня темнело в глазах, и я чуть ли в обморок не падал. А здесь – все движения отработаны, знаешь каждый свой следующий шаг. Смотрели видео потом и не верили, что это мы на сцене, казалось, что какая-то суперизвестная, крутая банда выступает.

Улетай 2019, многотысячная толпа, фаера и хор фанатов. Какие чувства вы испытали на сцене в тот момент, и как этот концерт повлиял на ваше самоощущение как группы?
Это безусловный моральный подъём! Это был самый первый раз, когда фест начал работать с четверга. Организаторы, понимая, что необходимо привлечь народ, поставили всего один, большой вечерний сет на главной сцене – наш. Но мы сомневались. Приедет ли кто-нибудь вообще? Скепсис подогрелся, когда мы вышли на чек и увидели пустое поле перед собой. Отчекались, грустно вернулись в гримёрку. А после, через полчаса, мы вышли на сцену и не поверили глазам. Конца толпы не было видно!
Конечно, такой мощный заряд энергии положительно сказался на завершении записи альбома «Один во вселенной» и придал сил, когда их уже катастрофически не хватало.
Альбом “Один во вселенной” назван “самой успешной пластинкой”. В чём, на ваш взгляд, секрет успеха этого альбома, и как родилась идея с рассказчиком между треками?
Во-первых, мы четко понимали, как должен будет выглядеть наш готовый продукт. Во-вторых, я сам того особо не осознавал, но писал историю о себе, перебрасывая всю свою жизнь в краски фантастической истории. Дело в том, что во время написания почти всего материала, для этого альбома, в течении трёх лет, очень тяжело болел мой отец. На подкорке у меня было осознание того к чему всё идет. Потому, за каждым треком все хорошо замаскировано, но чувствуется. В конце концов отца не стало. После этого музыка начала приходить мне во снах, регулярно. И первым таким треком был «Эффект соляриса». Добавлена она была в треклист альбома уже постфактум. Правда места на альбоме уже не было, повесть была написана под определенное количество треков, и мы просто выбросили самую неудачную песню, заменив её на заведомо хитовую. Не прогадали. Солярис до сих пор лидер по прослушиваниям, среди наших треков!
Но, одно дело – это песни, которые выстроены в тематику и имеют развитие, другое, когда между треков рассказчик заполнит все пробелы и соединит всё воедино. Примерно год у меня ушел на написание повести «Один во вселенной». А так как мы хорошо знакомы с Игорем Седовым, диджеем Нашего Радио, ещё со времён битвы за эфир, то я и предложил ему поучаствовать в записи, и он, без раздумий, с радостью согласился!
Контракт с “Союз Мьюзик” и тур по Сибири в 2023 году. Как изменилась жизнь группы после подписания контракта, и какие впечатления остались от тура по Сибири?
Контракт максимально упростил нам жизнь. Работа со стриммингами теперь в надежных руках. Плюс мы регулярно попадаем в плейлисты и на радиостанции. Наши прослушивания растут, роялти увеличивается. В общем не жалуемся!
Тур по Сибири – это вообще нечто. Мы прибыли в Новосибирск, оставили вещи в клубе и ушли погулять. Возвращаемся, а возле крыльца не протолкнуться. И кто-то кричит «Идууууут!» Слушайте, я еще ни разу не испытывал такого чувства, когда люди говорят: «Мы 8 часов на автобусе ехали ради вас сюда». Оказывается, нас там очень любят и ждут! По завершению тура мы с группой решили устроить себе небольшой отпуск, на курортах Горноалтайска – очень круто отдохнули и восстановились, ведь сразу по возвращению мы отправились в Казань, потом в Мск (на свадьбу к Соколу), потом Киров и на фестиваль Улетай.
Сейчас вы готовите четвертый, концептуальный альбом. Что нас ждет в новом альбоме, какие темы и идеи вы хотите затронуть, и когда планируется релиз?
16 марта мы играли концерт, последний кстати, для Вячеслава Холзакова, в нашем составе, и начинаем, вместе с барабанщиком – Кириллом Цыгвинцевым, студийную работу. Вдвоём этот процесс будет проходить очень быстро, продуктивно и просто. Думаю, что до летних фестивалей мы концертов давать не будем, посвятим все своё время новой пластинке!
Теперь об альбоме:
Осенью мне пришла идея новой концепции. Этот альбом будет не в жанре фантастики, скорее это будет волшебная Панк-Метал сказка, где главный герой окажется в чудесном мире, и ради исполнения своей заветной мечты, должен будет пройти множество испытаний. Подробности пока озвучивать не стану, повесим большую интригу на этой ноте. Но уже сейчас, могу заверить – неожиданных коллаб на этом альбоме будет не мало!
Что касается материала – его уже накопилось альбома на три вперёд. Сейчас, в статусе «готово к записи», порядка 10 треков, из остального отбираем лучшее. Мне кажется, что альбом этот будет довольно-таки большим, песен 15-16 и почти все новые! Наш барабанщик, Кирюха, уже начал запись барабанов, я уже во всю пишу рассказ и веду переговоры с другими коллективами, готовыми поучаствовать в записи!
По срокам – очень надеюсь, что осенью наш альбом увидит свет, сейчас всё упирается лишь в финансовый вопрос! Думаю, что вскоре мы запустим краудфандинговый проект и процесс сильно ускорится!
Оглядываясь на пройденный путь с 2012 года, какой самый важный урок вы вынесли как группа Vere Dictum? И что бы вы посоветовали начинающим музыкантам, которые только мечтают о таком же успехе?
Ну, во-первых, если вы видите, что кто-то в коллективе явно не дотягивает до общего уровня и тормозит развитие – прощайтесь с ним как можно скорее, он тянет всех вас назад.
Во-вторых, если кто-то выгорает и просто продолжает по привычке ходить на репы и ездить в туры, но вам приходиться его тащить и упрашивать сделать хоть что-то – прощайтесь, иначе всех вас может засосать в болото безынициативности и выгорания.
Всё, что касается денег, оборудования купленного на общак, долгов и долгосрочных обещаний – фиксируйте все на бумаге, заверяйте документы у нотариуса. Устные договорённости – туфта.
И вообще, будьте грамотны в финансовых вопросах – это камень о который разбилось много суден.
Ну и самое важное, что мы вынесли как VD – дядя продюсер сам не придёт. Нужно херачить, изо дня в день! Если вы молодой коллектив, и ни у кого из музыкантов нет особого опыта, то вам по три раза в неделю, по три часа, нужно репетировать, репетировать, репетировать! И так несколько лет! Есть такое мнение, что спустя 10 000 часов работы в какой-то сфере, ты становишься в ней профессионалом. Я абсолютно согласен с этим утверждением, и наверное – это минимальная точка, после неё вы лишь уровняете свои амбиции с собственным уровнем профессионализма. С каждым годом мы видим, что растём, совершенству предела нет, как в музыке, так и в любом другом ремесле. Но, если вы хотите стать успешным музыкантом, то готовьтесь жертвовать свободным временем, личной жизнью, семьёй и очень, очень многим ещё! Это не легко, но если вы настоящий музыкант, то вы уже к этому готовы!
Ссылки на соц.сети:
Официальный сайт группы: https://vk.link/veredictum
Паблик в ВК: https://vk.com/veredictum
Яндекс.Музыка: http://music.yandex.ru/artist/3416446
ТГ канал: https://t.me/veredictum_izh
Страница в Инстаграм (запрещен в РФ): https://www.instagram.com/vere_dictum_izh
TikTok: https://vm.tiktok.com/ZSe4HQFV6
Официальный YouTube канал: https://www.youtube.com/c/VereDictumofficialchannel