Вы с детства в музыке, но образование у вас не связанно с творчеством. Почему Вы не пошли изначально в какой-нибудь институт культуры?
Удивительно, но согласно источникам древнегреческой мифологии, которым я, безусловно, доверяю, ни Гермес, ни Аполлон не имели музыкального образования, и, тем не менее, божественным образом играли на музыкальных инструментах.
Вы задали, возможно, самый главный вопрос в моей жизни, который я и сам себе часто задаю – почему я не получил музыкальное образование. Дело в том, что родился и вырос я в деревне. В нашей деревне Ржевка Шебекинского района Белгородской области, к большому сожалению, музыкальной школы не было, но были частные музыканты, которые брали к себе детишек учиться. Однажды, классе в третьем-четвёртом, я сказал папе, что хочу учиться играть на аккордеоне. Мой отец, человек интересный, достойный, участник Великой Отечественной войны, принимавший участие в форсировании Одера, кавалер орденов Красного Знамени, пошёл к одному музыканту и договорился с ним, что я буду ходить заниматься к нему домой. Поскольку аккордеон у нас дома был, покупать инструмент не было необходимости, как и носить его на занятия, так как у дяди Бори (так звали моего учителя) он тоже имелся. У него я занимался на его инструменте, дома – на своем. Дома я начал потихоньку учить по нотам первые композиции. Как сейчас помню, первая выученная вещь была “Перепёлочка”, естественно, она была одноголосая на правой руке. Прошло около месяца после моего первого занятия. Я снова пришел к дяде Боре, а мне сказали, что Бори нет, что он уехал. Тогда я ещё не знал, что “уехал” значило, что дядя Боря запил. Запил он надолго. На этом мои музыкальные университеты закончились. А потом было поздно, то армия, то институт. Конечно, я очень жалею о том, что у меня нет музыкального образования. Хотя, я знаю аккорды, знаю ноты, могу их прочитать медленно, но чтобы с ходу, нет.
Где Вы обучались музыкальным азам? Как проходил ваш творческий путь музыканта?
Музыкальные азы – это, конечно, семья. Она была большой, у родителей было пятеро детей, я самый младший. Все дети на чем-то играли, кроме старшего брата Андрея. Брат Пётр и сестра Наталья играли на аккордеоне, брат Михаил играл на трубе, а отец играл на гармошке и на барабанах. Такой большой барабан в оркестре стоял. Мама не играла, мама пела. Но голос у мамы был божественный. Конечно, пели все и пели очень красиво. Вообще, мою музыкальную историю надо начинать с дедушек и бабушек. Мой дед по материнской линии Лука Васильевич Воробьев родился в Курской области и в юном возрасте, ещё до революции, играл в Царском оркестре на кларнете. Он играл настолько виртуозно, что невозможно передать. К сожалению, я был слишком маленьким, и не научился у него, он не передал мне этот дар. До сих пор очень сильно жалею об этом. Таким образом, я с детства слушал красивые народные песни, сливался с их мелодией, с их сюжетами. Например, даже сейчас у меня абсолютно нет проблемы спеть с первого дубля несколько голосов вокальной партии, когда я знаю, что для многих людей это проблема. Я пою это сразу, они у меня уже есть генетически в голове. Но это с детства, это с рождения, потому что я помню, как все праздники вся семья с родственниками, с друзьями выходили под речку, к меловой горе, накрывали поляну, брали музыкальные инструменты, женщины вкусно готовили, и это был такой фейерверк настроения. Пели душевные и веселые народные песни. Выпивали, конечно, самогон, потому что в деревне нет культуры употребления других напитков, как правило, это всегда хороший самогон. Поэтому с этой частью культуры я тоже хорошо знаком.
Второй этап – это школа. Классе в пятом-шестом я взял в руки гитару. У нас на другой улице жил Женя Гончаров. Он играл на бас-гитаре в ансамбле. Он был старше меня лет на пять-шесть, и однажды, я попросил его научить меня играть на гитаре. Он согласился. Я одержимый этой мыслью пришёл к нему с гитарой, выучил три аккорда, это были аккорды ля минор, ре минор и ми мажор. А первая песня была “Листья жёлтые над городом кружатся”. Эмоции переполняют душу, когда ты берешь первый аккорд, он звучит, а потом второй, медленно переставляя пальцы, надо же ещё и слова петь, всё это вместе, но дело пошло и уже через несколько месяцев я прилично играл несколько песен. А в седьмом классе я уже был принят в младший состав вокально-инструментального ансамбля, который был при Ржевском сахарном заводе. Уже в восьмом классе я был признанным лидером соло-гитары. Играл, конечно, без всяких нот. Играл на слух, но играл абсолютно всё, как мне тогда казалось, достаточно интересно. После восьмого класса родители приняли решение, что нужно получать образование и уезжать из Ржевки, потому что культура варения и потребления самогона в нашей деревне была очень распространена, в том числе среди моих сверстников. Думая о том, что меня надо как-то спасать, родители отправили меня в город Херсон. Замечательный город, один из моих любимых городов, где прошла моя юность с 14 до 18 лет. Я учился в техникуме советской торговли по специальности товаровед, поскольку моя тётя была товароведом, жила рядом с техникумом и говорила, что товаровед хорошая специальность, а музыка ничего мне не принесёт.
Мне было 14 лет, когда я оказался в городе Херсон. Естественно, я начал искать, где можно продолжить мою музыкальную карьеру. Меня взяли на работу в организацию “Херсонское объединение музыкальных ансамблей” (ХОМА). Тогда музыка для меня была и источником доходов, и хорошим, интересным занятием. Я играл в ресторанах города, а также в ансамбле Хлопчатобумажного комбината (ХБК). При нем был Дом культуры, там был ансамбль, где я был соло гитаристом и вокалистом. Что удивительно, в 14 лет я зарабатывал в несколько раз больше, чем хороший инженер, потому что в херсонские рестораны приезжали гулять моряки из дальнего плавания. Как правило, они платили хорошие чаевые, или, как это называют музыканты в ресторанах, парнАс или пАрнас. Денег тогда у меня было, как у дурака махорки, но все они утекали на угощения моих юных друзей и подруг – одногруппников.
Это, пожалуй, основы моего музыкального образования. Хотя оно продолжалось и продолжается всю жизнь. Будучи взрослым человеком, я дружил с Александром Ивановичем Кальяновым, у которого учился сведению, поскольку много писал на его студии. Дружил с Вилли Ивановичем Токаревым, у которого тоже чему-то научился, каким-то фишкам, манере исполнения. С 1989 года я дружу с Игорем Сарухановым и Алексеем Глызиным. Иногда мы ездим друг к другу в гости.
Вы сами пишите текст песни и аранжировку то же самостоятельно пишите?
Из моих, более чем 300 песен, большинство, думаю, процентов 90, это мои стихи и музыка, но есть и несколько, которые я писал на стихи других авторов, но музыка во всех моих песнях моя. Это связано ещё и с тем, что, если ты берешь стихи чужого автора, то тогда тебе нужно подписывать кучу договоров с автором, с издательством, дистрибьюцией и так далее. Как правило, эти авторы это мои друзья и среди них такие поэты, как Михаил Михайлович Мартышкин, Михаил Леонидович Грозовский, Александр Николаевич Жуков, Андрей Александрович Носков, Павел Витальевич Хоценко.
Есть одно стихотворение, одна песня, которую я написал чудесным образом. Жил в России 100 лет назад выдающийся человек Иван Иванович Тхоржевский, который не принял революцию и в итоге уехал из России, и до конца своих дней жил во Франции. После смерти, кроме его переводов Омара Хайяма, осталось ещё одно известное произведение, состоящее из двух четверостиший. Я набрался наглости и написал третий куплет и музыку, получился романс “Лёгкой жизни я просил у Бога”. Если Иван Иванович нас слышит, надеюсь, что ему песня понравилась.
Аранжировка является также ключевым моментом создания произведения, если не главным. Потому что можно написать прекрасные стихи и сделать плохую музыку, можно сделать плохие стихи и написать хорошую музыку, можно сделать хорошие стихи и музыку, но плохую аранжировку. Когда все обстоятельства сходятся в одно, тогда получается песня, получается хит. Таких примеров много. Аранжировка должна обязательно подчеркивать голос и смысл песни, не мешать. Она должна быть современной, и в то же время, передавать настроение, дополнять, углублять содержание песни.
К большому моему счастью, последние несколько лет аранжировки я делаю самостоятельно. Это отдельная история, поскольку это связано с образованием. Я, в мои 60 лет, заново изучаю новые технологии, такие, как всевозможные музыкальные компьютерные программы, синтезаторы и так далее. Хотя, я всегда был рядом, я всегда был на разных студиях, смотрел, как это делают аранжировщики на записи, на сведении песен, но сам этого не делал. А сейчас появилась масса возможностей с интернетом. Допустим, у меня в компьютере есть несколько десятков мощнейших синтезаторов. Конечно, нужно иметь хороший компьютер, хорошую музыкальную карту, хорошие мониторы и так далее.
Жанр шансон и русские народные ранее были, как сейчас говорят, в тренде. Кем Вы в то время, да и сейчас, восхищались, кто был вашим кумиром?
Я бы не стал говорить, что мой жанр – русский шансон. Нет такого жанра. Есть жанр хорошая песня, есть жанр эстрадный, народный, есть жанр танцевальный, есть жанр классический, есть блатная песня. Русский шансон не знаю кто придумал. На мой взгляд, абсолютно неправильная градация или деление. Песни у меня абсолютно разные. Есть песни детские, танцевальные, патриотические, для кино что-то пишу, инструментальную гитарную музыку и сам играю на гитаре, пишу о том, что происходит в мире, о войне. Поэтому я пою свои песни в разных жанрах.
Из людей, которые повлияли на меня и на мое творчество, хочу выделить народного артиста России, диктора Центрального телевидения Виктора Ивановича Балашова, который практически заменил мне отца. С ним мы близко дружили последние 20 лет его жизни, вместе путешествовали, писали песни, записывали стихи, прозу. Он учил меня многим вещам. Не специально, просто я находился рядом с ним, смотрел, что и как он делает, и, конечно, слушал, как и что он говорит. Он многому меня научил. Например, он всегда мне говорил: “Сережа, брось пить!” И вот, наконец, с Божьей помощью, я это решение принял. Это, кстати, тоже сильно положительно повлияло на мое творчество.
Также человек в моей жизни, близкий мне по духу и по сердцу, это Николай Николаевич Дроздов, с которым мы вместе спели мою песню “Берегите природу” и ещё многие детские песни. Совсем недавно я написал песню “Дядя Коля”, и посвятил её моему другу и учителю. Получилась, на мой взгляд, хорошая эстрадная песня.
Вилли Иванович Токарев – тоже человек-легенда! Мы с ним дружили не так долго, может быть, последние 10 лет его жизни. Мы обсуждали музыку, песни, как их лучше сделать. Он всегда со мной делился новыми песнями, идеями, что, кстати, свойственно всем композиторам и музыкантам. Когда что-то новое рождаешь, всегда хочется поделиться с кем-то. С Вилли Ивановичем мы даже спели одну песню вместе с Александром Ивановичем Кальяновым, который тоже учил меня многим вещам. Я смотрел, как он работает на студии, как он сводит песни, заимствовал что-то, делал для себя какие-то выводы. Наверное, этому нельзя научиться в 20 лет, потому что у тебя другое восприятие мира и звуков. Это приходит с возрастом. Как говорят, мудрость приходит со старостью, но иногда старость приходит одна. По-моему, в моём случае, они всё-таки пришли вдвоём, по крайней мере, что касаемо музыки. И, конечно, Алексей Сергеевич Глызин и Игорь Арменович Саруханов. Два моих друга, абсолютно разные музыканты, разные по стилю и по содержанию. Оба великолепны, оба, я считаю, одни из лучших артистов эстрады на сегодняшний день в нашей стране.
Все “старички” подались в молодежное движение поп, рэп, хип-хоп. У вас не было мысли что-то записать в этих жанрах?
Вы знаете, это абсолютно нормальный процесс. Музыка это ведь своего рода машина времени, любой человек с возрастом слушает какие-то новые направления и хочет быть немножко моложе. Понятно, что хочется, чтобы тебя слушали не только “старички”, твои ровесники, но и молодежь. Поскольку считаешь, что ты чему-то научился и хотел бы чему-то научить. Во всяком случае, в содержании песен и так далее, поэтому я тоже осваиваю новое: новые инструменты, новые технологии, новый саунд, в том числе искусственный интеллект, который конечно сделал революцию в саунд производстве.
Есть ли кто-то из современных композиторов, музыкантов, которые вам импонируют?
Из тех, кого я слушаю часто, это легендарные и незабвенные “Песняры”, Александр Вертинский, гитарист-семиструнник Сергей Дмитриевич Орехов, Кубанский народный хор. Из зарубежных: ABBA, Queen, Брайан Адамс, Тони Беннетт.
Сейчас очень часто музыканты стали использовать нейросеть для создания своей музыки. Что считаете по этому поводу?
От того будем ли мы с вами считать что-то или не будем по поводу использования нейросети, сделать мы ничего не сможем, потому что это “ящик Пандоры”. Если раньше нейросеть, искусственный интеллект можно было использовать, я думаю, что ещё, наверное, с семидесятых годов, когда были автоаранжировщики, нажимаешь на клавишах аккорд, а он у тебя звучит с барабанами, с другими инструментами. Можешь выбирать разные стили и так далее. Следующий шаг, это когда ты можешь уже менять партии инструментов в самом стиле, а то, что происходит сегодня, это просто невероятно. Достаточно загрузить в компьютер четверостишие, и он тебе выдаст готовую мелодию, поэтому нейросеть при нашей жизни произведёт и уже производит влияния на процесс создания музыки. Это будет очень востребовано массовым потребителем. Опасность, на мой взгляд, в том, чтобы профессия музыканта не исчезла вообще. Ведь зачем учиться в музыкальной школе, если можно нажать кнопку в компьютере и тебе он выдаст готовую песню. Я думаю, что и хорошие, полноценные стихи, с оттенками эмоций скоро будет выдавать. Сегодня даже не каждый профессиональный музыкант может отличить, что сделал аранжировщик и спел вокалист, а что нейросеть. Потому что это может отличить человек, который с ней работает длительное время. Поскольку я в это погрузился, то могу сказать со стопроцентной уверенностью, что 90 процентов всех новых наших “популярных” хитовых молодежных исполнителей свои идеи черпают из нейросетей. Я думаю, что на законодательном уровне будет принят закон, обязывающий музыкантов при использовании нейросетей указывать это.
Кто вам помогает и поддерживает вас на творческом пути?
На творческом пути мне помогает, прежде всего, моя семья, моя супруга, мои дети и мои внуки, которые поддерживают меня в моих начинаниях. Поддерживают, имею в виду, духовно и морально, материально, слава Богу, я сам себя обеспечиваю. И, конечно, мои друзья. Без них я точно бы не смог ничего сделать, потому что они мне действительно существенно помогают. И с оборудованием, и с записью видео и со многими другими вещами. Видимо, они верят в меня, верят в то, что я ещё могу что-то сделать для общества, поэтому и помогают. Но я тоже плачу им взаимностью, пишу песни для них. Хорошие, душевные, настоящие, не такие заказные, которые пластмассовые, а пишу о их жизни, о их семье. И таких песен много. Я горжусь, что они тоже есть. Наряду с общими песнями есть индивидуальные песни. Это как при императорском дворе были свои художники, которые писали портреты царей, были поэты, которые писали о наших правителях. Я тоже пишу такие песни для моих друзей.
Ведёте активную концертную и просветительскую деятельность, выступаете с благотворительными концертами в детских домах, воинских частях и военных госпиталях, ветеранских организациях, местах лишения свободы. В последние годы Вы принимали участие в акциях в поддержку СВО?
Благотворительные концерты – это отдельная тема. У меня дома, в деревне, где я живу, достаточно большая кухня, которая вся увешана грамотами за мои выступления. Там есть тюремные грамоты, армейские, от детских домов и прочие. Это часть моей жизни. Я понимаю, что, если тебе Бог дал талант, ты его должен отдавать другим людям, потому что, если ты начинаешь всё делать только за деньги, у тебя талант отнимают. Это я наблюдал сам лично. Что касается “новых площадок” страны – вопрос сложный. Как говорил Никулин: “Я не трус, но я боюсь”. Сейчас бои идут в моей родной деревне Ржевка Шебекинского района Белгородской области, которая находится рядом с границей. Там, в боевых условиях, живут мои родственники, мои друзья детства. Это трудное испытание для нашей страны. В Москве я регулярно выступаю с моими концертами в госпитале Бурденко, в госпитале Вишневского. Это самые сложные концерты в моей жизни, когда видишь солдат, лишенных рук, ног, а им нужно петь и петь честно, потому что петь нечестно нельзя. Это всегда трудно, всегда непросто, но я это делаю через борьбу с самим собой.
Сегодня нельзя оставаться в стороне и писать только о любви и юмористические песни без отражения своей гражданской позиции в своих произведениях. Это очень сложно, но я пробую это делать. Недавно написал и выпустил песни “Санёк”, “Ты пиши мне, пиши”. Сейчас работаю над песней, и скоро она выйдет “Открытое письмо Шольцу” на стихи Андрея Носкова, пишу другие новые произведения.
Псевдоним Демидыч Вы сами выбрали?
Псевдоним свой я не выбирал, это фактически мое отчество. Мой отец Демид Фёдорович Кончаковский, как я уже говорил, ветеран войны. Моя мама – Кончаковская Ольга Лукьяновна – женщина уникальная, прожила 90 лет, из них четыре года провела в немецких концлагерях. Мать-героиня, родила и воспитала пятерых детей. Моих родителей уже нет, царствие им небесное. Псевдоним я взял от моего папеньки, но сегодня встал вопрос для меня о том, что надо всё-таки говорить и мою фамилию, поэтому впредь мои новые песни будут выходить под авторством Сергей Кончаковский (Демидыч). Поклонники знают, что я Кончаковский, а новые люди будут слышать меня, как Сергей Кончаковский. Это моя фамилия, она красивая, благозвучная и это более привычно уху, чем Демидыч, которое сразу начинает рисовать какую-то квадратную форму, как вы говорили, какого-то шансонного пространства.
Как у вас насчет совместных работ?
Совместных работ у меня было несколько. Это песня “Долгие лета”, исполненная вместе с Александром Ивановичем Кальяновым и Вилли Ивановичем Токаревым на мои стихи и музыку. И песня “Свадебный танец”, дуэт с Леонсией Николаевной Эрденко. Тоже моя песня. Кстати, несколько раз в разных городах ко мне подходили люди и говорили, что танцевали свадебный танец под эту песню. Мне всегда это очень приятно. Одну мою песню исполняет Алексей Глызин. Песня называется “Я скучаю по тебе”.
Когда и о чем ваш следующий релиз?
Дело в том, что у меня ситуация, как у моего друга, художника Виктора Викторовича Брегеды. Когда я был у него в гостях, увидел, что в его мастерской стоит много холстов начатых работ. У меня также. На сегодняшний день, я думаю, песен 50-60, которые начаты, но не закончены. Для некоторых уже записан вокал, для некоторых делается аранжировка. У меня много работ, которые потихоньку доделываются, что-то переделывается, что-то дополняется, поэтому, что будет следующим, мне сказать трудно. Но скорее всего, слушатели обратят внимание на новые песни, которые будут скоро изданы, это “Суп с котом”, “Любил я Машу” и шуточная “Песенка про куяк”. Куяк (от монгольского – доспех) – общее название восточных и русских доспехов. И вообще, несмотря на то, что я окончил Плешку по специальности “Планирование народного хозяйства”, к своему 61 году я понял, что планирование это дело неблагодарное! Поэтому на моем рабочем столе в компьютере папка “ПЛАНЫ” переименована в папку “РАССМЕШИТЬ БОГА”.
В свободное от творчества время, чем Вы любите заниматься, может, какое-то интересное хобби у вас есть?
Очень люблю и неплохо знаю древнегреческую мифологию. Это настоящий неисчерпаемый родник для души.
Хобби – это моя волшебная гитара, моя музыка, мои мелодии, мои стихи, а также мои животные – 2 собаки и 8 котов. Ещё одним из моих давних увлечений является квантовая физика. По образованию я не физик, но этой проблеме достаточно часто посвящаю часы своего времени. Обязательно смотрю все новые документальные фильмы об этом направлении, новых гипотезах и открытиях в этой области науки, читаю научные публикации на эту тему. Интересуюсь космологией и, конечно, иногда уделяю время вопросу одни ли мы во Вселенной. На этот вопрос у меня есть абсолютно однозначный ответ – конечно, нет, не одни. Что касается нашей планеты, прекрасной, зелёной, красивой, то кроме нас здесь, скорее всего, живут ещё несколько параллельных цивилизаций. И одна из них это остаточная цивилизация, которая сохранилась после катаклизма в небольшом количестве со своими супертехнологиями, своей супертехникой, летательными аппаратами, и живет изолированно от людей в труднодоступных местах и в океане. Не хочет с нами, варварами, вступать в контакт и, наверное, правильно и делает!
Ознакомиться с творчеством можно по ссылкам ниже:
Группа в ВК: https://vk.com/s.demidych
Группа в ОК: https://ok.ru/group/70000005836526
YouTube: https://www.youtube.com/@s.demidych
RUTube: https://rutube.ru/channel/36172425/
Telegram-канал: t.me/demidych_official
VK Музыка: https://vk.com/artist/demidych
Яндекс Музыка: https://music.yandex.ru/artist/424833
Apple Music: https://music.apple.com/ru/artist/660366516
По вопросам организации концертов, сотрудничества – +79203811523, концертный директор Ольга.