Вы все увлекаетесь музыкой с самого раннего детства? Расскажите, у кого как это происходило, с чего все началось?
Екатерина: Пошла в музыкальную школу в 5 лет в подготовительный класс, когда выбирала себе инструмент, меня завели в комнату, набитую музыкальными инструментами. Я показала пальцем на виолончель, ведь она так была похожа на папину гитару, как мне тогда показалось. Помню, как меня спросили – ты точно хочешь на этом играть? Я сказала да. Этот выбор определил мою судьбу. Виолончель моя главная страсть в жизни.
Марго: Мой папа был фаготистом, мама домристка. Старшая сестра ходила в музыкальную школу на гитару. Каждый раз, когда мы забирали ее с мамой, я видела там пианино и очень просилась на него, но в 5 лет сломала правую руку в локте, и, в итоге, начала заниматься только с 7ми лет.
В какой момент вы подошли основательно к этому делу? Когда вы решили, что пора двигаться по серьезному?
Екатерина: Не помню такого, что мы с Марго сели и решили, что с этого момента будет всё серьезно. Все происходит органично. Из одной идеи приходит вторая, третья и мы с Марго уже не можем остановиться в своих творческих фантазиях. Мы стремимся наши идеи воплотить в жизнь, «заземлить», воплотить в материю.
Марго: Согласна с Катей. С самой первой записи у нас все было красиво и серьезно. Каждый проект рождал новую концептуальную идею, которую воплощали следом. Так идет по накатанной до сих пор. Начиная с видеоклипов и студийных записей на музыку эстонского композитора Арво Пярта и оканчивая написанием симфонического полотна для сольной виолончели в сопровождении терменвокса и фортепиано с большим симфоническим оркестром (посвященное мной Кате), которое мы уже записали на Мосфильме. Меж тем и этим выпустили 2 альбома авторской музыки на LP и магнитной ленте, второй из которых выйдет этим летом.
Кто был инициатором создания дуэта? И почему решили объединиться?
Екатерина: Инициатор Марго. На тот момент я участвовала во многих проектах. Записи в студии для сериалов «Вампиры средней полосы», «Содержанки», «Пассажиры», съемки в кино. Работала артистом в симфоническом оркестре «ГАСК России» под управлением Валерия Полянского. В театре МДМ «Шахматы», «Ничего не бойся, я с тобой». Участвовала в международных конкурсах с пианисткой Ольгой Кротовой, играю с ней камерные концерты. С таким количеством занятости, только спать успевала. Марго же предложила сделать именно запись в РАМ им. Гнесиных, что меня заинтересовало, потому что я давно хотела сыграть Fratres Arvo Pärt. А после, Марго очень деликатно намекнула, что хочет записать со мной свои произведения. Мне нравится записываться в студии, и я не стала отказываться от её предложения, особо не делая ставок на этот проект.
Марго: Пару лет назад, я жила в старом доме в посёлке Красногорска. Там, я впервые побывала в усадьбе Архангельское. После того, как я увидела тот концертный зал, мне захотелось дать там свой концерт, и обязательно с виолончелью. На тот момент у меня не было сочинений для этого инструмента. Пребывая в двухлетнем творческом кризисе, в те годы я писала музыку только для фильма, вместе с правнуком Льва Термена – Петром Терменом (исполнитель на терменвоксе), а затем было долгое затишье. Поэтому, визуализируя свое будущее выступление, я стала искать все произведения для виолончели с фортепиано и мне попалась прекрасная видеозапись, снятая в готическом храме пьесы «Fratres» эстонского композитора Арво Пярта. Она настолько захватила мое воображение, что я стала искать исполнителя. На это у меня ушло целых полгода…так как человек десять точно отказалось это играть, аргументируя сложным техническим уровнем. Не теряя надежды, я обратилась к Петру Термену с данным вопросом. Он и дал мне контакты Екатерины. Но для того, что заинтересовать ее еще больше, подумала, что было бы великолепно не просто сыграть это на записи, но и снять художественный видеоклип у режиссера фильма «Сопричастие» Лилии Тимирзяновой, к которому мне посчастливилось писать музыку. С тех пор и начались наши первые проекты. И хоть мы так и не выступили в усадьбе Архангельское, но зато записали два произведения Арво Пярта – «Fratres» и «Spiegel im Spiegel». Когда пришло время съемок видеоклипов, мы полетели в Санкт-Петербург, к Лилии, в поселок Комарово. Помню, это был конец мая, но на улице веяло жутким холодом и шел сильный ливень. Съемки проводились в лесу и на берегу залива. Режиссер заставляла нас босыми бегать, лежать на земле, прыгать… чего мы только там не делали. В конце, нужно было заходить в ледяную в воду, в непрекращающийся дождь. Но в конце концов, клипы получились очень кинематографичными и артхаусными, чем мы были весьма довольны.
Но этим наша фантазия не ограничилась, так как я работала в молодежной библиотеке с огромной коллекцией винила, и наблюдала, как параллельно происходящему, Екатерина приобретает пластинки для домашнего прослушивания – родилась всеобщая идея выпустить записанное на виниле. Нам удалось сделать пластинку в одном единственном экземпляре, после чего, уже начали задумываться о тираже. Но так как возникли проблемы с покупкой лицензии прав, было принято решение записать альбом своей авторской музыки.
Кто на чем играет (муз.инструмент)? Есть ли в планах расширить круг участников
Екатерина: Я играю только на виолончели. Это на первый взгляд нас только двое, считаю участником проекта каждого, кто вкладывает силы и время в создание нашей музыки. Это талантливые звукорежиссеры Артём Федотов, Артём Сунцов, Денис Цыганов.
Марго: Я пишу музыку и играю на фортепиано. Полностью солидарна с Катей по поводу звукорежиссеров. В плане участников – исполнителей, наш дуэт останется неизменным. Все остальное возможно только лишь как временная коллаборация, если нам это будет интересно.
Занимаясь музыкальным творчеством, что вы ожидаете?
Екатерина: Я ничего не жду, я делаю.
Маргарита: Отклик зрителя всегда дает второе дыхание. А отклик меценатов – возможность творить более глобально.
История выбора названия “CELLO_PIANO_RX”?
Екатерина: В тот момент, когда мы выбирали название, Артём Федотов прислал мне «почищенные» треки с пометкой CELLO_PIANO_RX.
Я подумала, красиво выглядит и загадочно звучит. RX это программа для звукорежиссеров.
Маргарита: За все названия, почти, отвечает Катя.
Для меня слова – это внешний поверхностный мир. И придавая музыке конкретный смысл – концепцию из слов, мы ограничиваем ее восприятие зрителю. Поэтому, для меня это особенно сложная тема.
У вас есть музыкальное образование. Каких педагогов Вы хотели бы вспомнить с благодарностью?
Екатерина: Я училась в НГК им. Глинки в Новосибирске. В классе профессора, заслуженного артиста России Евгения Нилова. У него же училась в аспирантуре. У Андрея Флоринского училась музыкальном училище в Перми. У Ольги Борисевич в музыкальной школе. Всех вспоминаю с благодарностью.
Марго: Я училась в муз. школе г. Воскресенск «Лира», в ГМК им. Гнесиных в качестве пианиста и в ГМПИ им. Ипполитова – Иванова в качестве композитора. Моим самым главным учителем, который дал мне всё то, благодаря чему я могу сейчас создавать и исполнять – это Виктория Иосифовна Назарова, которая учила меня 9 лет в музыкальной школе. В колледже и вузе мне ничего не дали. Единственный преподаватель из ВУЗа, который помог мне освоить инструментовку и различные познания в философии звука – это Ренат Шибаев. Но, к сожалению, он не был моим учителем по специальному предмету.
В каких жанрах экспериментируете?
Екатерина: Неоклассика.
Марго: Я не очень люблю придавать музыке некие стереотипы в жанровом и стилевом отношении. Не могу сказать, что это чистая неоклассика. Но если совсем уж «прижать», то, пожалуй, можно назвать это так.
Бывают ли у вас разногласия в творчестве? Если да, то как их преодолеваете, как с ними справляетесь?
Екатерина: Разногласии конечно бывают. Считаю, что они должны быть, иначе это уже не партнерство. Мы обсуждаем, договариваемся, находим вариант, который нравится нам обеим.
Марго: Мы столько сделали за эти пару лет, что уже менее остро воспринимаем какие-то споры и начинаем подходить с более холодной головой к решению вопроса.
Кто из вас, в основном, автор треков? Или это у вас совместная работа?
Екатерина: Марго записывает музыку на фортепиано, присылает аудио и дает мне полную свободу в отношении мелодии на виолончели. Мы ежедневно обсуждаем треки, идеи, планы.
Марго: Я записываю ноты, присылаю Кате. Иногда мне приходит вся музыка целиком, вместе с мелодией виолончели. Катя может редактировать или по-своему переделывать. Иногда я создаю фактурное пространство, в котором Катя как главная героиня полностью считывает и сочиняет сама все мелодии. В общем, да, это полностью совместный процесс.
Когда новый релиз? Чем порадуете в этом году слушателей?
Екатерина: Думаю в июле – августе 2024 года выйдет новый альбом.
Марго: Да. В июне у нас выходит новый альбом на магнитной ленте, чуть позже, в июле-августе на LP.
Так же, мы ожидаем этим летом большое видео с записью моего сочинения для соло виолончели с большим симфоническим оркестром, посвященное Кате. В записи принимали участие Петр Термен и наш звукорежиссер Артем Федотов.
Ознакомиться с творчеством группы можно по ссылкам ниже:
Группа Вк — https://vk.com/cello_piano_rx
Яндекс.Музыка — https://music.yandex.ru/artist/19472758
Сайт Марго Врубель — https://margovrubel.ru/
Ссылка на видео Ютуб — https://www.youtube.com/watch?v=CJZd6S03Fpo