Александр, сколько уже существует ваш музыкальный проект Lobster Note? И есть ли у вас еще проекты?
Проект существует примерно с 2017 года, когда стало окончательно понятно, что моя группа загнулась, а музыку я продолжал писать. Тогда я решил делать все сам (кроме записи, сведения и мастеринга треков, до сих пор крайне плох в этом деле). За это время написал 2 полных альбома инструментальных треков. Инструментальных – т.к. писать тексты и петь я даже не пробовал никогда.
Есть еще один проект, в котором я также пишу музыку, но уже более мейнстримовый 8-струнный прог-метал в духе Haken. Мы только собрались, поэтому сейчас только готовим материал. В планах как минимум студийные записи и релиз, но пока слишком рано говорить о нем.
Как Вы пришли в музыкальную индустрию? Как начинался ваш путь музыканта?
Очень банально и не поэтично – в старших классах школы (2007-2008) начал задумываться о том, чего я хочу достичь в жизни, как самоутвердиться. “Крутые” одноклассники, которые угарали по рок-музыке, а один даже играл на гитаре, сподвигли меня стать на тот же путь. Хотя рок я слушал вполне самостоятельно, тут никакого подражания. Ну а дальше как у всех – первые группы, первые репетиции, первые выступления. Году к 2012 сформировался костяк группы, с которой даже 2 альбома зарелизили. Некоторое время они были на разных площадках, сейчас уже нет.
Вы с детства мечтали делать музыку или осознание пришло намного позже?
Нет, в детстве музыкой не особо интересовался. Хотя у бабушки было пианино, несколько мелодий я выучил, да и нотную грамоту тоже научился понимать. Но до 15 лет никогда не думал заниматься музыкой серьезно. Но самое интересное, что как только я начал, то с самого начала пытался что-то сочинять, даже толком не умея играть. До сих пор меня удивляет, когда музыканты играют, но не сочиняют ничего, или сочиняют только в рамках своих партий.
Часто пишут что не артист жанр выбирал, а жанр выбрал артиста. Как у вас обстояло с этим дело?
Наверное все же я выбрал жанр. Мои музыкальные вкусы менялись по мере взросления, менялся стиль музыки, которую я писал. И когда однажды открыл для себя прог-метал (предсказуемо Dream Theater), понял, что хочу делать так же. Меня впечатлила комбинация сложности, мелодичности, техничности исполнения. Главная ценность такой музыки – свобода экспериментов. Можно смешивать джазовые, электронные или даже фолк-мотивы и это все равно будет в рамках жанра. Хотя, мой коллега сейчас называет то, что я писал, фьюжн. Но тут можно долго спорить. Хотя последний релиз в рамках этого проекта никак не назвать прог-металом.
Должен ли музыкант/ певец слышать свою музыку/ песню до того как она родится?
Лично для меня все начинается с идеи. Например с идеи совместить тяжелый гитарный рифф с саксофоном и посмотреть, что получится. Тогда можно сказать, что я слышу музыку до того, как она рождается. Я открываю нотный редактор и накидываю примерный концепт, потом усложняю его и получаю нужное мне звучание. Очень редко что-то приходит в голову во время игры на инструменте. Говорят, большие дяди так и сочиняют музыку – с карандашом и бумагой. Возможно, эти дяди никогда не были на джемах.
Ваш трек “Eine Kleine Suite”. Будет последним в этом году? Расскажите о нем.
Нет, пока готовилось интервью, вышел заключительный трек альбома. В общем, я делаю крайне неэффективные с точки зрения маркетинга шаги, записывая целые альбомы. Поэтому я лучше расскажу о последнем альбоме в целом. Я его назвал Decorator, вдохновившись просмотром позднесоветского авангардного фильма “Господин Оформитель”. У меня за годы творчества скопилось несколько композиций, которые по вайбу вписывались в саундтрек фильма. В кульминационный момент фильма звучат стихи А.Блока под довольно напряженную музыку из-за чего создается гнетущая атмосфера. Именно такую атмосферу я захотел передать в альбоме, при этом собрав более мелодичные и мягкие по звучанию треки, чем в предыдущем релизе. Здесь больше электроники, в большей части треков вообще нет гитары – основного моего инструмента, а заглавный трек – Commander’s Steps, в котором я взял ту же аудиозапись стихотворения – передает как я надеюсь, то гнетущее чувство, возникающее при просмотре фильма.
На какую аудиторию рассчитана ваша музыка? Когда новый релиз? О чем он?
Наверное, на аудиторию, которая готова слышать эксперименты в музыке. И еще совершенно по-снобски замечу, что я жду от слушателя того, что он будет слушать музыку, разбирать ее, а не включать фоном, занимаясь своими делами. Что касается нового релиза, то у меня никогда не было четких планов в рамках этого проекта. Я делаю так, как идет. Если у меня появится новая идея, которую я посчитаю достойной, я запишу ее и выложу. Пока что я сосредоточен больше на другом проекте.
Планируется что-то новое, какие-то изменения в творчестве?
Я хочу, чтобы этот проект – Lobster Note – остался полем для моих экспериментов. А эксперименты – это всегда изменения. Что-то определенно будет, но пока не знаю, что.
Какие качества Вы в себе развили благодаря творчеству?
Благодаря работе в коллективе творческих людей, в котором я был лидером и принимал решения, я научился общаться с людьми: стараться решать конфликты и учитывать интересы. Жаль, что этого опыта не было до того, как мы собрали группу, потому что за некоторые совершенные поступки и сказанные слова мне стыдно. Еще думаю, что занятия музыкой помогли мне развить способность охватывать и держать в уме широкий контекст (например, как связать вместе разные партии, как связать разные композиции), что помогает мне в моей работе. Вот такие прагматичные качества. К сожалению, ничего эмоционально-чувственного развить не удалось, тут я как был табуреткой, так и остался.
Музыка должна дарить эмоции?
Да, а что еще она может дарить?
Сколько человек в вашей команде, что помогают вам двигаться в творчестве?
Lobster Note – проект одного человека, так что все, что касается сочинения музыки лежит на мне. А что касается записи треков – то я бы не обошелся без хорошего знакомого звукоинженера. Он не только выполняет непосредственно всю студийную работу, но и просвещает меня по мере возможностей о технических и звуковых аспектах, например о том, как соблюдать частотную “чистоту” в треках, или показывает полезные трюки по работе в DAW. В начале нашей совместной работы он невольно прокачал меня как гитариста, показывая наглядно, где у меня плохие атаки и как я не попадаю в темп. Хотя это абсолютно логично, что он не хотел, чтобы из его студии вышел плохо записанный трек, но он не послал меня, а терпеливо работал. Спасибо ему.
Сколько времени, сил и финансов(если не секрет) Вы тратите на музыку?
Сейчас я в энергоэффективном режиме: я не готовлю новые релизы, не выступаю уже много лет и поэтому просто могу по-вечерам после работы повтыкать в своем темпе. Это для меня все-таки хобби, а не работа. Бывает, что после того, как я потратил целый выходной на запись демки, я чувствую, будто день прошел зря. Потому что композиция уже родилась в нотном редакторе и перенос в аудио-формат не делает ее существенно лучше для меня. Вот такой парадокс. По финансам не хочу сильно распространяться. Но это дорогое хобби.
Это как то отражается на личной жизни? С момента занятия музыкой, что изменилось в вашей жизни?
Не сказал бы, что это как-то влияет. Наверное, если я опять начну выступать, то повлияет – будет меньше времени на то, чтобы поваляться тюленем на диване. На личной жизни тоже не отражается, т.к. музыкой занимаюсь дольше, чем личная жизнь есть. Жену себе нашел совсем не благодаря музыке.
Музыка это ваше основное увлечение, которое приносит доход или есть что-то еще?
Доход мне приносит работа. Если считать интересную работу увлечением, то тогда я еще увлекаюсь data science и machine learning (здесь могла бы быть интеграция скилл-бокс-фактори-практикума, но нет). Других творческих увлечений у меня, пожалуй, нет.
Каких вершин Вы хотите достичь в музыкальной индустрии? На что готовы пойти ради своей цели?
Я абсолютно не амбициозен в плане достижения вершин. Конечно, мне было бы приятно быть услышанным более широкой аудиторией, но я даже продвижением своей музыки не особо занимаюсь: выкину релизы на несколько площадок и успокоюсь. Если интересует, почему я так пассивен, то у меня нет ответа. Наверное, я вижу, как высока конкуренция в музыкальном бизнесе и потому не рискую вкладываться в него. Хотя в моем жанре конкуренции меньше, но и целевую аудиторию найти сложнее. А может просто эта деятельность меня не цепляет и не мотивирует. Но я все равно продолжаю что-то писать и делать релизы, потому что это моя отдушина и мне нравится сам процесс.
***Новогоднее пожелание от Lobster Note***
***Желаю всем обрести больше спокойствия и меньше стрессов (здесь могла бы быть интеграция сервиса ясно, но нет).
Послушать можно здесь – https://vk.com/lobsternote