Юлия, почему ты выбрала именно фингерстайл на гитаре?
На самом деле, тут все довольно просто: играя в данном стиле, я чувствую себя самодостаточной. Ведь фингерстайл – это, по сути, «гитара-оркестр». Один инструмент заполняет собой всю сцену. Не нужно ни группу собирать, ни минусовки включать, ни даже петь! Во главе угла только мастерство исполнителя. А заключается оно в умении совместить на одной гитаре как можно больше партий. Вокальная мелодия, аккомпанемент, бас, ударные – все это надо сыграть одновременно. Да еще чтоб звучало гармонично, а не кашеобразно. Я бы провела аналогию с термином «полифония»: каждый из голосов звучит самостоятельно, но дополняет общую картину. Для кого-то такой подход в духе «все сам» некомфортен, но для меня – то что нужно. Соло-артист он и есть соло-артист.
Еще хотелось бы отметить, что фингерстайл не имеет жанровых ограничений. А значит, можно играть что угодно: хоть рок, хоть поп-хиты. Даже саундтреки из фильмов и игр подойдут. А уж про музыку собственного сочинения я вообще молчу.
Помимо гитары на каких еще инструментах умеешь играть?
Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано вот уже почти 10 лет назад. Играла неплохо, даже произведения Рахманинова и Дебюсси исполняла. Правда, с тех пор сажусь за инструмент все реже, но не потому, что не нравится, а потому, что на гитару переключилась. Объять необъятное, к сожалению, невозможно. Но я в любом случае очень благодарна своей учительнице: она дала мне настолько хорошую базу, что навыки восстанавливаются быстро.
А так люблю всякую мелочевку: калимбу, белорусский рожок, глюкофон, варган… По сравнению с гитарой и пианино это скорее баловство, но порой так хочется привнести что-то экзотическое в привычное звучание! Возможно, когда-то запишу экспериментальный этнический альбом.
Сколько лет ты занимаешься музыкой?
С рождения (смеется). Ладно, на самом деле, я-то прекрасно знаю, что артистами не рождаются, а становятся. В моем случае точкой отсчета можно считать музыкальную школу, куда я поступила в 9-летнем возрасте. Сейчас мне почти 24. Наверное, уже довольно приличный срок!
Как ты училась играть на гитаре, самостоятельно или с педагогом?
Я загорелась гитарой практически сразу после того, как освоила фортепиано. Ключевую роль тут, конечно, сыграла любовь к рок-музыке и мечта стать брутальной фронтвумен (смеется). Все началось с маминой шестиструнной «Кремоны»: я училась зажимать аккорды, пыталась играть простенькие песни по самоучителю. Как сейчас помню, дело было в августе 2014-го. А уже в сентябре я записалась на гитарный кружок в городской Дворец Культуры. Местный преподаватель Александр Николаевич, к слову, милейшей души человек. Мне очень с ним повезло. Первые пару лет я плотно занималась у него классической гитарой, потом потихоньку перешла на электро, а там уже и до фингерстайла было недалеко.
Сейчас, начиная с 2019-2020 годов, регулярно беру уроки у гитариста Дмитрия Левина. Он невероятный профессионал, и мне все еще есть чему у него поучиться. Но с Александром Николаевичем тоже связь не теряю. Он, можно сказать, в разряд друзей давно перешел.
Почему ты решила сочинять и выпускать треки? Что тебя подтолкнуло?
Как и многие из нас, я ориентировалась на своих кумиров и вдохновителей. По крайней мере поначалу. Очень хотелось играть так же классно, как Александр Мисько, Калум Грэм, Тобиас Раучер, Энди Макки и другие фингерстайл-гитаристы. Первые мои музыкальные опыты во многом схожи с их творчеством. Я даже колки пыталась на ходу крутить, как Мисько!
Да и кто устоит перед соблазном переложить свои эмоции и переживания в ноты? Особенно если этот «кто-то» – заядлый меломан? Вот и я решила попробовать. Какие-то идеи появлялись еще во время учебы в музыкальной школе, но тогда это были лишь невнятные наброски. Однако годам к 17-18 мне вдруг удалось сочинить что-то удобоваримое. Тем более, что и впечатлений ярких на тот момент накопилось предостаточно. Одна только поездка в Китай чего стоит! Этому, к слову, посвящена композиция Zhong’guo.
Оправдала ли музыкальная деятельность твои ожидания? Ты получила то, что хотела?
Ох… довольно сложный вопрос. Это с какой стороны посмотреть. Потому что, как говорится, «наши ожидания – наши проблемы». Если речь идет о моих подростковых мечтах, где я в свете софитов играю на стадионах, то нет. По крайней мере, пока (смеется). А вот если рассматривать творческий путь с точки зрения личностного и артистического роста – то, безусловно, да. Я прям чувствую прогресс. Все еще есть куда стремиться, но ведь самое главное – превзойти себя вчерашнего, верно? Я сочиняю музыку уже больше пяти лет и, кажется, наконец нашла свою нишу. А это ключевой путь к успеху.
Как ты придумываешь мелодию трека? В какой обстановке к тебе чаще приходят новые идеи?
Слушатели довольно часто задают мне этот вопрос, но я так и не смогла внятно ответить на него. Даже для себя. Знаете, музыка – это ведь что-то эфемерное, как и любое творчество. Иногда нужные мелодии приходят на ровном месте, чаще всего – в самый неподходящий момент. Например, в спортзале или перед сном. Мне кажется, в такие моменты мозг просто аккумулирует накопившиеся впечатления и выдает их в виде гармоний. «Вставай и пиши: это сюда, это туда…» Главное – вовремя успеть зафиксировать идею. Или напеть, или наиграть, если инструмент под рукой. И всегда держать рядом диктофон. Скорость мысли ведь невероятна: была – и вот ее нет. И новая «Лунная соната» уже потеряна для мира (смеется).
Но, как мне кажется, главный стимул творчества – это яркие события, эмоции, воспоминания. Что-то выбивающееся из привычной картины бытия. Об этом, кстати, повествует мой новый трек TheCaveandthePensieve.
Кто-то тебе помогает в творчестве? У тебя есть своя команда?
Я долго искала оптимальный вариант для воплощения своих идей. Сначала и домашних записей на рекордер хватало. Да и видео были простенькие, диванные или дворовые. В общем, все делала сама – разве что мастеринг отдельно у специалиста заказывала. А потом захотелось выйти на новый уровень: так я стала нанимать оператора, арендовать красивые локации, ездить в студию звукозаписи… По такому принципу на свет появился мой третий альбом Fatality. С тех пор еще много всяких экспериментов и поисков себя было, но в конце концов я пришла к тому, что имею сейчас: к небольшому, но спетому коллективу. С реквизитом и костюмами мне помогает мама, а над видео и звуком работает уже знакомый вам Дмитрий Левин. Я, в свою очередь, отвечаю за общий замысел и подбор локаций.
На съемки мы всегда едем втроем, и у нас все проходит максимально гармонично. Спасибо этим людям за то, что они есть. Без их помощи и вполовину не так здорово было бы.
Гитара какого производителя у тебя сейчас? А первый твой инструмент у тебя сохранился?
Сейчас я играю на модели TakamineEAN30C. Это полномассивный инструмент, то есть сделанный из цельного дерева. Верхняя дека – массив кедра, а нижняя – массив махагони. Человеку несведущему это вряд ли о чем-то говорит, но важно знать одно: материал гитары очень влияет на звук. А в данном случае наличие цельной древесины говорит о том, что инструмент обладает сбалансированным, бархатным звуком. Громким, насыщенным, но не режущим слух. Я долго искала модель, подходящую мне по всем параметрам, и сейчас не могу нарадоваться. Японские акустические гитары – лучшие в своем роде!
Насчет первого инструмента: если говорить о маминой «Кремоне», то она жива-здорова, старушка (улыбается)! Из акустики самое «древнее», что у меня есть – это YamahaL5. 1979 год, между прочим! Я на ней сейчас редко играю, но храню как память. Да и качество у этой модели хорошее, все-таки тоже японская. Еще имеются инструменты от фирмы BatonRouge, с которой я сотрудничала два года. Очень благодарна производителю за поддержку, но в данный момент это уже пройденный этап.
Ты когда-нибудь записывала треки с вокалом?
Признаюсь, в какой-то момент очень хотела научиться петь. Прям очень. Одно время даже уроки вокала брала и на консультации к преподавателю «Гнесинки» ходила. Но столкнулась с уже знакомой проблемой: невозможно объять необъятное. Поэтому с пением пока решила повременить. Лучше развиваться в том, что уже хорошо получается.
Но надежды сочинить что-то с голосом пока не теряю. Кто знает, может быть, я приглашу какого-нибудь хорошего вокалиста на фит? Или группу? Тем более что предпосылки для этого есть. Скажу по секрету: у меня в загашнике несколько текстов песен лежит. Правда, пока непонятно, когда они увидят свет. Я перфекционист и не люблю выпускать что-то спустя рукава. Поживем – увидим!
Есть ли у тебя фиты с другими музыкантами? Мы пока не нашли таковых в твоем паблике.
Да, вы правы, пока еще ни с кем из артистов сотрудничать не доводилось. По крайней мере серьезно. В паре групп играла одно время, но то была скорее школьная самодеятельность. В университете, помню, с одногруппницей вдвоем репетировали и даже выступали, но это тоже сошло на нет. Самое сложное– найти единомышленников. Тяжело, когда любишь прогрессив-метал и симфоническую музыку, а одногруппники хотят только Цоя и BlackSabbath играть (улыбается). Но, правда, в последнее время люди с похожим видением мира все чаще попадаются мне на пути. Например, недавно познакомилась с замечательными ребятами из группы «Птица Кто». И даже выступила с ними на одной сцене. Кто знает, может быть, и до совместного творчества дойдет? Держу кулачки.
Музыка твоя основная деятельность, которая приносит доход или есть что-то еще?
К сожалению, музыка пока дохода не приносит. Совсем. Это так, занятие для души. Но я не теряю надежды, что когда-нибудь смогу и денежку с нее получать. А пока зарабатываю на жизнь другими способами. По образованию я журналист. Уже успела побыть и корреспондентом в пресс-службе администрации родного города, и новостным редактором в музыкальном проекте Рамблера. Сейчас подрабатываю на сайте 1C-франчайзи, новости всякие публикую. И параллельно набираю учеников на гитаре. Разбираю с ними что угодно – от фингерстайла до метала и классики. Да и сама продолжаю развиваться в выбранном направлении. Спасибо Диме Левину за постоянную поддержку и наставничество!
Кто из артистов вдохновляет на создание нового шедевра? Да-да, мы не лукавим: твое виртуозное владение инструментом поразило нас.
Боже мой, как приятно! Спасибо за комплимент (улыбается)! Раньше я бы сказала, что мои главные вдохновители – это гитаристы Саша Мисько, Марчин Патшалек и Лука Стриканьоли. Но прошло время, и приоритеты несколько поменялись. Если быть точной, у меня сейчас вообще нет ни идолов, ни кумиров. Я стараюсь любого исполнителя оценивать объективно, без розовых очков. Журналистика в этом плане отличное подспорье. А вообще, в данный момент главный источник вдохновения – мой плейлист. Я много всего разного слушаю: K-pop, J-pop, трейлерная музыка, фьюжн, дэт-метал, хард-н-хэви, синтвейв… Можно долго перечислять. Веяния всех этих жанров так или иначе переплетаются в творчестве человека по имени Julia KM. Как говорится, мы – то, что мы слушаем.
Ты сама пишешь о музыкантах статьи. Почему ты согласилась поработать с нами?
Здорово, что вы это подметили! Ну, я рада любому предложению со стороны медиа. И тщательно изучила ваши ресурсы прежде чем откликнуться. Показалось, что вы внушаете доверие. И не ошиблась (улыбается). Да и приятно иногда посмотреть на коллег со стороны, в конце концов.
Какую мечту ты хочешь воплотить благодаря музыке?
Я хочу, чтобы мои треки услышало и оценило как можно больше людей. Каждый артист ведь об этом мечтает, правда? А если отрицает – значит, лукавит (смеется). Но главное, конечно, не возводить свою цель на недосягаемый пьедестал. Сейчас у меня совершенно конкретная задача: закончить работу над новым альбомом и сделать все возможное, чтобы он нашел отклик в сердцах слушателей. Что может быть прекраснее, чем это?
Послушать можно здесь – https://vk.com/juliakmmusician