Карина, мы слушали ваше творчество, очень интересно. Отличается от стандарта. Скажите, почему Вы выбрали именно это жанровое направление?
Большое вам спасибо! Направление, или жанр, в котором создается моя музыка, я назвала Dream Ethno, дословно “мечтательное этно”. И в нем я собрала то, что очень люблю сама – аутентичную музыку народов мира и современные электронные ритмы – “ключи” для того, чтобы эти двери открылись для любого человека. Этническая музыка, особенно африканская и ближневосточная, да и, пожалуй, любого народа берет свое начало из ритуалов, из особых состояний психики, когда исполнитель погружается в транс и затем в своего рода экстаз. И в нем происходит высвобождение самых глубинных идей и чувств. А электронная музыка со своими повторяющимися ритмами, медитативной природой как нельзя лучше для этого подходит.
Как Вы пришли в музыку, расскажите с чего все началось?
Я пришла в музыку в раннем детстве – пела, участвовала в театральных постановках, училась в музыкальной школе, закончила ГИТИС. Конечно, на меня большое влияние оказал мой папа – он очень любит петь, играть на гитаре и именно он привил мне вкус к сложной, неоднозначной музыке, которая, иногда даже всего один раз услышанная, может без поворотно поменять жизнь человека.
Каков был ваш творческий путь? Какие трудности Вам пришлось пройти?
Я начала свой путь на профессиональной сцене еще будучи подростком – пока училась, увлекалась всем подряд – джазом, пела в рок-группе, даже классической оперой (до сих пор ее очень люблю), а потом на много лет погрузилась в исполнение испанской музыки фламенко, причем самой аутентичной ее части – кантэ хондо. Это особый стиль, который исполняют испанские цыгане, и который основывается как раз на том состоянии высшего экстаза артиста, о котором я говорила. Меня тогда невероятно увлекало это направление – там красота пения не в том, приятный ли у тебя голос, или как аккуратно и сладко ты поешь, а в том, сколько мощи у тебя внутри, в том, что ты не жалеешь себя, чтобы высказать боль – не только свою, но и вообще экзистенциональную, общечеловеческую. Очень похоже на рок по накалу эмоций, но при этом с неповторимым ближневосточным колоритом. Я жила в Испании, училась там у таких мастеров, в семьях которых это знание, как у жрецов, передается из поколения в поколение в неизменном виде. И уже потом захотелось расправить крылья, расшириться, и я стала постепенно смешивать фламенко с другими жанрами, петь ритуальные песни Африки, Индии, пока не дошла до электроники и я поняла, что это именно тот корабль, на котором я уверенно пойду в свою кругосветку дальше.
Из всего вашего творческого опыта, что можете сказать молодым музыкантам, которые только начинают свой путь в музыке?
Молодым музыкантам хочу сказать две вещи. Первое – постоянно учитесь во всех возможных направлениях, неважно в каком жанре работаете, расширяйте свой музыкальный язык, свои технические навыки, свои концепции, никогда не прекращайте, потому что в день, когда вы остановитесь, ваша настоящая музыка закончится и начнется деградация, это будет только вопрос времени. Второе – никогда не позволяйте никому внушить вам, что у вас не получится. Путь музыканта от Бога – это путь падений и воскресаний из пепла. Только имея несгибаемое намерение (прямо как у Кастанеды написано) можно выжить в этом качестве – в качестве настоящего художника, который дает людям увидеть жизнь из глубины и поверить в нее, в силу жизни.
Вы переехали из Лос-Анджелеса в Сочи. Что послужило причиной переезда? Вы сами родом из России?
Я родом из России, родилась в Москве, гастролировала во многих ближних и дальних странах, и как вы уже сказали, жила в Калифорнии. Чисто технически пандемия меня заставила переехать, но настоящая причина не в этом. Не боясь быть “закиданной тапками”, выскажу мнение, что тот музыкальный Лос-Анджелес, оплот эксперимениальной музыки, эпицентр жизни и точка притяжения лучших музыкантов мира – уже давно таким не является. Безусловно, там есть определенная культурная жизнь, главные офисы больших лейблов и прочее. Но в действительности он сейчас мало отличен от любого другого мегаполиса, даже в чем-то гораздо менее комфортен для проживания. И вот эта картинка, что ты приезжаешь в ЛА, где-то на выступлениях тебя замечает и хватает за руку продюсер и ведет на Universal Records – это все большая иллюзия. И там очень мало музыкантов, которые зарабатывают музыкой, выступлениями, даже на довольно высоком профессиональном уровне.
Они практически все вынуждены работать еще на 2 работах либо выступать с кавер-программами. И это не вопрос их таланта, а, скорее устройства общества и жизни в целом. Мне это не подходит и у меня не было лишних 10 лет жизни на то, чтобы встать на ноги. Я поняла, что возможность записывать и издавать свою авторскую музыку, выступать именно с ней, нырять в эти глубины, не отвлекаясь ни на что другое, мне очень дорога. И именно это есть у меня здесь, дома.
На каких музыкальных инструментах Вы умеете играть и на чем еще хотели бы научиться?
Я играю на фортепиано и гитаре, чуть-чуть на разной перкуссии, но даже просто для поддержания какого-то уровня “аккомпанирую сама себе” нужно на них заниматься и много времени на это тратить. Но вообще хотелось изучить ситар – пожалуй, запланирую это на пенсию, всем будет весело с бабушкой, которая играет на ситаре.
Расскажите про свой последний альбом Afromagia.
Альбом Afromagia был записан спонтанно, обычно я свои альбомы до мелочей продумываю именно в процессе записи, а этот я записала фактически живой сессией и потом лишь чуть-чуть добавила красок в аранжировку. Именно поэтому треки получились почти по 10 минут – это живая импровизация. Альбом состоит из 5 треков. 3 первых – Ide Were, Iya Lagua и Barasuayo – это ритуальные песнопения, пришедшие на Кубу из Западной Африки. Ide Were – молитва богине любви и процветания Очун, Iya Lagua – богу Оббатале, создавшему землю и людей из глины и воды, Barasuayo – богу судьбы и перекрестков Элегуа. Меня очень волнует тема мистической Африки, религии, тесно перемешанной с колдовством и шаманизма. И поэтому помимо самих музыкальных треков в deluxe-версию альбома я добавила 5 треков-частей сказки о шаманской инициации, которую я написала специально для альбома, и которая помогает еще глубже погрузиться в музыку и атмосферу. Эту специальную версию альбома можно скачать на моем сайте – и заодно поддержать мой музыкальный проект.
Кто был вашим наставником? Где Вы обучались мастерингу и сведению треков?
Что касается сведения и мастеринга – я очень благодарна за эти знания моему коллеге мульти-инструменталисту и саунд-продюсеру Александру Куинджи, с кем мы в прошлом году выпустили совместный альбом Yakamoz. И сама очень много изучаю информации, практикуюсь и сама экспериментирую. Будучи только музыкантом я всегда думала, что сведение и мастеринг – это такая по большей части техническая история с элементами творчества. А когда я стала изучать их, оказалось, что это невероятно широкая творческая палитра, целый космос, не менее огромный, чем музыка. Как будто открыла для себя еще какой-то набор цветов, помимо основных. А если еще подойти к этому с точки зрения мистики звука, его физики, волн и вибраций, его воздействия на слушателя, на степень того, как особенным образом соткав это звуковое полотно можно глубоко погрузить слушателя в далекие миры (или в недра этого) и как далеко можно увести его внутри себя за пределы – то просто голову сносит.
Расскажите свое отношение к современной музыке? Что бы хотели поменять, удалить или добавить?
Музыка развивается как история – с одной стороны как стихийная сила, с другой – под прямым воздействием конкретных людей. И сейчас наступил удивительный момент истории музыки, когда абсолютно любой человек, при должном упорстве и старании может сам, без посредников, найти своего слушателя, наладить эту крепкую, я бы даже не побоялась сказать, духовную связь со слушателем. И с одной стороны у нас есть много примитивной, нарочито коммерческой музыки, с другой – миллионы (!) артистов всех возможных жанров на любой вкус. Осталось только этим смелым независимым артистам встретить своих смелых независимых слушателей. И этим слушателям – поддерживать своего артиста напрямую – покупкой альбомов, билетов на концерты, донейшнами на онлайн-выступлениях. И тогда уже неважно куда катится современная музыка, потому что мы тогда вместе на одном серфе оседлаем волны любой эпохи.
На каких концертах Вы уже выступали? Какой из них вам запомнился больше всего?
Где я только за свою жизнь уже не выступала – от аутентичной таверны фламенко в Андалусии, до музыкальных фестивалей на несколько тысяч человек и частных семейных праздников первых лиц государств. Я думаю, что мой концерт мечты еще впереди – вижу 20000 человек, все подпевают ритуальные африканские песни, танцуют, улыбаются, посреди заката и гор со снежными вершинами.
Расскажите про видеокурсы по Этно-Вокалу. (Где проводите, много ли участников и т.д.
По поводу курса по этно-вокалу – это именно видео-курс, в записи, 6 видео по 1-1.5 часа, в котором я объединила весь мой опыт – и вокальный, и в общем музыкальный. На этих видео мы изучаем и подробно разбираем 3 песни из разных культур – афро-кубинское ритуальное песнопение, испанская колыбельная фламенко и индийская мантра, я показываю голосовые практики, техники и секреты, которые не только помогают петь тем голосом, который вам дан природой, а именно петь его, так сказать, наилучшей версией. В нем можно научиться сложнейшим техникам за короткое время, точно и ясно понимая, что происходит во время пения на уровне тела, эмоций, внимания и, самое главное, как выразить себя, свое внутренне высказывание через пение так, чтобы вас завороженно слушали. Это как можно просто получить права и уметь водить, а можно научится экстремальному вождению, и уметь водить красиво, и легко выходить из любой дорожной ситуации. Вот на этом курсе именно такой легкости, маневренности и одновременно мощной уверенности в пении я и учу. Курс доступен на моем сайте и там есть несколько вариантов обучения, можно выбрать самый удобный для себя.
Почему выбрали для переезда именно город Сочи? Ведь большинство музыкантов хотят переехать в Москву.
Сочи – это город, с которым связанно мое детство. Здесь был бабушкин дом – с виноградом, инжиром, цветами, практически испанским двориком и черными ночами, ослепительными звездами и запахом жасмина. Выросла я при этом в Москве и до некоторых пор не считала этот город возможным для насыщенной жизни артиста. Когда я вернулась сюда после Калифорнии я увидела стремительно развивающийся город, в котором, как и в Лос-Анджелесе, объединились море-океан, горы, молодые амбициозные и творческие люди со всей страны, культурная жизнь на любой вкус, процветающие субкультуры, этно-колорит Кавказа и его истории (вместо мексиканского в Калифорнии) и я подумала, что дух этой “внутренней Калифорнии” – оплот творческих и свободно мыслящих людей, которая канула в историю, как Атлантида, пришел вдруг именно сюда. И я сказала себе, что остаюсь. И именно здесь сбылась моя мечта – собственная музыкальная студия с видом на горы.
Есть ли у Вас какой-то талисман, с которым Вы не расстаетесь ни в жизни, ни в творчестве?
Хороший вопрос. Я сейчас поняла, что это мой концертный немецкий микрофон – я купила его, когда в 15 лет пела в рок-группе, уже прошло 20 лет, а он все еще со мной, также прошел весь мой творческий путь и все еще отлично работает.
Карина, чем Вы еще увлекаетесь кроме музыки?
Я увлекаюсь историей древних культур и древними языками – санскрит, классический арабский, иврит и другие. Наверное, если бы я не была музыкантом, я бы стала ученым-лингвистом. Люблю мистические учения разных религий, философию, и, конечно, внедряю этот опыт в свою музыку.
Какое интересное событие планируется у вас в ближайшее будущее?
Самое ближайшее – у меня выходит новая песня Ndikupita, коллаборация с африканским певцом из Малави Машалло Самило. Он связался со мной и предложил спеть вместе с ним его песню. Мы выпустили ее акустическую версию, в которой я далее добавила свой куплет на испанском, а спустя некоторое время, когда я активно стала делать продакшн своей музыки – я сделала электронную версию этой его потрясающей песни. И получается, что это первый трек, в котором я сделала продакшн с нуля не для себя, а для другого артиста, и который выходит на моем собственном лейбле Carina Music – его можно будет послушать на всех площадках 2 октября. А следующий шаг – это мой альбом Песни Забытых Миров, 5 песен на несуществующих языках. Эти песни – будто послания тех не случившихся миров, от которых не осталось никаких следов, и которые никак уже не могут с нами связаться, только через такой ментальный “телеграф” музыкально-мистической памяти, но в которых скрыты все наши самые красивые мечты, устремления и не воплотившиеся воспоминания.
Послушать можно ЗДЕСЬ