Матвей, Вы режиссер, продюсер или музыкант? Или кто появился первым?
Я учился в школе, в которой музыкальное и драматическое отделение были так же важны, как и общеобразовательные предметы. Закончил 9 лет музыкалки по специальности фортепиано, а двигаться в сторону профессионального кинопроизводства я начал лишь после этого, хотя с самого детства у меня был интерес к рассказу историй, будь то снимая на папину камеру пряничных человечков и лего, или рисуя комиксы. Обучаясь во ВГИКе на режиссуре мультимедиа, я попробовал все аспекты создания кино – был оператором, режиссёром, аниматором, монтажёром, супервайзером по VFX актёром и, конечно же, композитором. Музыкальное образование помогло не только лучше чувствовать темпоритм монтажа, но ещё и писать свою музыку для фильмов и не тратить часы на поиски роялти фри треков. Теперь я в основном занимаюсь анимацией, но и продолжаю выступать композитором своих фильмов, а также порой пишу на заказ.
Расскажите нашим читателям про свой проект “СКАЗ”. О чем этот проект? Какое его основное направление? Как к вам пришла эта идея?
СКАЗ – проект, нацеленный на создание анимационных короткометражек и сериалов по мотивам славянской мифологии и русского фольклора, а также формирование сообщества талантливых творческих людей, готовых помочь друг другу реализовать своё уникальное видение сказок, былин и историй с участием всех знакомых (и не очень) фольклорных персонажей.
В качестве примера потенциала этого проекта в 2020 году мы выпустили “Там, на неведомых дорожках”, коллаборацию из 20 аниматоров и художников, каждый из которых представил свою интерпретацию заявленной темы.
Первым анимационным фильмом проекта стала Песня Сирин, пилот потенциального сериала про приключения отшельника Беримира и девочки Анютки в мире славянских мифов и русских сказок. В обоих случаях я выступил как режиссёр и композитор.
Я видел, сколько талантливых художников и иллюстраторов создают работы на тему славянской мифологии, но мало у кого хватает сил и ресурсов оживить эти визуальные образы в анимационном формате. Это всегда долго и дорого, но мне показалось, что, если мы создадим вокруг этой темы комьюнити, реализовать наши идеи будет гораздо легче.
Почему выбрали именно славянскую мифологию и русский фольклор?
В детстве моя прабабушка Анна Ивановна рассказывала истории про свою жизнь в деревне Ибердус, про заговоры крови, гадания и поиски цветущего папоротника в ночь на Ивана Купала. С тех пор во мне проснулся интерес к нашим традициям, я начал изучать их и понял, что в этом культурном пласте есть огромный потенциал для кино и анимации, который у нас, почему-то очень скудно используется.
В будущем планируете еще создать более масштабный проект?
Сейчас мы заканчиваем работу над короткометражной адаптацией “Руслана и Людмилы” по эскизам художника Артёма Кочеткова. Это большой проект с финансированием Министерства культуры, над которым работает больше 30 человек. Также фильм “СКАЗ: Песня Сирин”, который можно посмотреть на YouTube, является своеобразным пилотом для сериала, и мы делаем всё, чтобы реализовать его в ближайшем будущем.
Вернемся к музыкальной теме. Как решились записывать музыку? Что послужило толчком?
Писать свои произведения я начал ещё в школе, и, когда пришла пора делать кино в университете, я использовал эту возможность ещё и как упражнение в композиции. В итоге за свой студенческий период я написал более 20 треков в разных жанрах, постоянно пытаясь себя развивать в новых направлениях.
О чем ваши треки? Какой смысл вкладываете в музыку?
Для меня музыка неразрывно связана с визуальным образом, и наоборот. То есть, когда я пишу композицию, я представляю кино, которое под неё идёт. Почти всегда, когда я разрабатываю новую историю и пишу сценарий, я начинаю с наброска нескольких музыкальных тем, под которые я уже могу представлять себе сюжет. Музыка – очень мощный инструмент, который может дать фильму дополнительный уровень эмоций, и я всегда стараюсь использовать его в полной мере. Не зря же кино – аудио-визуальное искусство.
Запись треков происходит на студии звукозаписи?
Пока я до такого уровня не дошёл, но в будущем очень хотелось бы посотрудничать с исполнителями, и записать что-то живьём. Смешно признаваться, но начинал я в GarageBand на айпаде, а сейчас в основном работаю в Ableton Live.
Что хотите получить от музыкального творчества?
Пока что я мыслю с точки зрения создания музыкального сопровождения к своим фильмам, но у меня было несколько очень интересных опытов написания музыки на заказ своим коллегам, и я с удовольствием продолжу двигаться в этом направлении. Очень приятно и увлекательно быть частью общей картины, привносить свою маленькую частицу в чужое виденье проекта, а не целиком и полностью его создавать. Я также надеюсь в будущем попробовать писать самостоятельные треки без привязки к кино.
Тяжело ли начинать и вести собственные проекты? Как вам дается творческий путь?
Идей у меня всегда много, вопрос только в реализации. Я сторонник мысли, что всё стоящее в жизни приходит не без труда. Сейчас мне повезло с тем, что появилось направление для моего творчества на ближайшие несколько лет в виде проекта СКАЗ. Очень хочется реализовать всё задуманное, а дальше я открыт к тому, что предложит Вселенная.
Как Вы относитесь к критике? Присутствует ли она в вашем творчестве?
Мне кажется, у меня достаточно здравое отношение к критике. Есть люди, которые конструктивно могут указать на твои ошибки и по итогу помогают тебе расти своими комментариями. Такое я слушаю и всегда приветствую. Но, конечно, в интернете есть и другие люди, которые паразитируют на чужом внимании и толком даже не могут донести свою мысль, хотя тратит чрезмерное количество времени, чтобы сделать вброс в общий дискурс. Я не принимаю такое близко к сердцу, ну а порой это бывает очень забавно.
Какими творческими людьми Вы вдохновляетесь? Кто ваш кумир?
Я вырос на классике, такие русские композиторы, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский на меня очень сильно повлияли, особенно на то, как важна для меня хорошая мелодия и тема. Меня также вдохновляет Алексей Айги, у него есть удивительная способность выразить огромный спектр эмоций минимальными средствами. Ну и стоит упомянуть Сергея Старостина и его вклад в сохранение этнической музыки. Если говорить про современных исполнителей, я большой фанат групп Bjarla, Сруб, Велет и Oligarkh.
Успеваете ли Вы совмещать творчество и личную жизнь?
К счастью, да. Мой самый близкий человек тоже занимается анимацией и режиссурой, мы частенько делаем проекты вместе. Это помогает в нахождении общего языка. Мне повезло с любящими родителями и друзьями, которые поддерживают моё творчество, да ещё и могут дать профессиональную критику, что тоже полезно. Так что, не жалуюсь.
Послушать можно ЗДЕСЬ