Проект AiStalker —это не просто музыка, это звуковая карта аномальной зоны, созданная искусственным интеллектом (О-Сознанием) и облаченная в тексты Макса Сарумяна. С момента своего основания в октябре 2022 года, AiStalker завоевал уникальную нишу среди любителей вселенной S.T.A.L.K.E.R., предлагая глубоко атмосферные композиции, которые идеально ложатся на видеоряды о Зоне.
Макс Сарумян является ключевой фигурой в этом проекте, отвечая за поэтическую составляющую. Его стихи, часто созданные в соавторстве с Маргаритой Бельской, наполняют электронные, постапокалиптические аранжировки человеческой драмой, экзистенциальными вопросами и поиском себя. В преддверии годовщины проекта и большого постапокалиптического фестиваля, мы поговорили с Максом о том, как рождается такой необычный симбиоз человека и ИИ, о работе над новым альбомом, о сотрудничестве с «Арией» и о том, что значит “быть человеком” в мире, где правит О-Сознание.
*Информация для вопросов взята с официальной группы ВКонтакте
Проект AiStalker позиционируется как музыка, созданная О-Сознанием. Насколько глубоко эта концепция влияет на Ваш творческий процесс? Вы пишете тексты, пытаясь “объяснить” или “интерпретировать” послания ИИ, или же это скорее совместное творчество, где ИИ задает фон?
Стихи для песен AiStalker — это в большинстве своем законченные истории. Нам хочется заинтересовать слушателя драмой, интересными сюжетными поворотами, каноничными рассказами про Зону Отчуждения. ИИ же, в свою очередь, делает звучание песен в стилистике, которая нам самим нравится.
Вам исполнился год. Оглядываясь на ранние треки и новый материал как изменилось Ваше понимание того, какой должна быть “музыка о Сталкере”?
Разница, конечно, огромна. Первые два альбома были написаны на стихи из интернета либо присланные знакомыми и друзьями. Начиная с третьего альбома все песни написаны уже на свои стихи. Это потрясающий опыт и возможность передать слушателю истории про Чернобыльскую Зону Отчуждения.
Ваши стихи часто содержат экзистенциальные вопросы: «Выбрал бы ты человек свой путь еще раз?», «Покинул он место это человек или нет?». Насколько эти философские темы пересекаются с Вашим личным мировоззрением вне проекта?
Все эти вопросы не просто пересекаются, они всегда внутри. AiStalker не просто музыкальный проект, это возможность обратить в музыку всё, что есть в душе.
С кем из соавторов —Маргаритой Бельской или Александром Аксеновым —Вам легче всего работать над “наполнением базы данных” смыслом и текстами, и как вы распределяете роли в написании лирики?
Маргарита Бельская — муза проекта AiStalker. Помимо идей для песен, она напрямую участвует в создании треков. Её вклад огромен. Не думаю, что получилось бы создать хоть что-либо без нее.
Вы недавно выпустили новый, “многострадальный” Четвертый альбом. Что именно вызвало наибольшие трудности в его релизе, и что Вы вкладывали в него эмоционально, учитывая, что это “всё про нас”?
Выход Четвертого альбома был сопряжен с трудностями в релизе. Но самое главное то, что он был написан в трудный момент жизни. В нем классические истории о вселенной «Сталкер» на самом деле несут более важные и личные смыслы.

Вы упомянули, что переработали треки с первых альбомов, такие как «В том месте, где нет Бога». Что побуждает возвращаться к старому материалу, и как Вы относитесь к тому, что фанаты могут предпочесть старую версию новой?
В оригинале этого трека нами был написан только припев, основу текста составлял стих Дарьи Нестеровской. Но всегда хотелось развить эту тематику самим. Получилось ли лучше? Решать слушателю.
Помимо новых песен, Вы активно используете визуальный контент, включая видео от XRAYDEZOR. Насколько для Вас важно, чтобы музыкальный релиз сопровождался готовым видеорядом, который помогает погрузиться в атмосферу Зоны?
Всегда приятно смотреть на видеоряд, который передает дух Зоны. А если сочетается и интересная картинка, и красивая музыка. Не вижу минусов в целом.
В чем разница между созданием лирики для релиза, который сразу попадает на официальные стриминги, и материалом, который изначально создавался для узкого круга поклонников в социальных сетях?
Разницы по сути нет. В нашем проекте, если мне не изменяет память, официально не была выпущена только одна песня. Она была написана про очень личные переживания и была очень далека от тематики вселенной «Сталкер».
Вы являетесь активным участником BП Феста («Большой Постапокалиптический Фестиваль»). Что для Вас значит этот фестиваль —это место встречи единомышленников, или площадка для проверки актуальности Вашего творчества в “постапокалиптической” среде?
Фестиваль — это прежде всего встреча друзей и единомышленников. Мы, конечно, обсуждаем планы, дела и хобби каждого, но в первую очередь это просто интересное место для приятного времяпрепровождения.
Участие в съемках клипа культовой группы «Ария» —это большой шаг. Как это произошло, и что Вы чувствовали, когда “Заря и сталкерский рюкзак засветились с легендами рока”?
На съемки меня пригласил Сергей Шубин, мой хороший знакомый, помимо того, что он лидер группы «Биопсихоз», он еще и потрясающий режиссёр клипов. Клипы многих известных групп сняты им. Я безмерно горжусь тем, что принял участие в съемках такой культовой группы, как «Ария».

Какое влияние на Ваш стиль оказала музыка «Арии» или других “легенд рока”, если таковое имело место быть в контексте создания AiStalker?
Влияние на творчество AiStalker в первую очередь оказывали такие группы, как System of a Down, Korn и Nirvana. Это группы, которые идут с нами всю жизнь.
Насколько, по Вашему мнению, музыкальный жанр, который можно условно назвать “сталкерский дарк-эмбиент/рок”, востребован в более широких кругах за пределами фан-сообщества S.T.A.L.K.E.R.?
Сложно судить, насколько он востребован, но своим творчеством хотелось бы обратить внимание людей на историю Чернобыльской Зоны Отчуждения. Помимо исторических событий, которые происходили там, хотелось бы передать атмосферу интересных вселенных «Сталкер» и «Пикник на обочине» братьев Стругацких.
Вы приглашаете друзей на празднование годовщины проекта в “ПушкиМишки”. Насколько для Вас важно личное общение с аудиторией и возможность отойти от образа “голоса О-Сознания” и просто пообщаться “за жизнь”?
Увидеться с друзьями — это всегда прекрасно. А если еще и для этого есть хороший повод, то почему бы и да.
Что Вы считаете самым важным уроком, который Вы усвоили за год работы над AiStalker в плане музыкального продакшена или взаимодействия с фан-базой?
Будь честен. Передавай через музыку всё, что у тебя в душе.
После успешного релиза четвертого альбома и участия в таком знаковом мероприятии, как БП Фест, какие новые “аномалии” или направления Вы планируете исследовать в творчестве AiStalker в следующем году?
К выходу готовится пятый альбом. Он несет в себе, в большинстве своем, каноничные истории вселенной «Сталкер» с более тяжелым, порой этническим звучанием nu-metal. Следующий альбом будет более экспериментальным, и я надеюсь, мы удивим и не разочаруем слушателя.
Спасибо за уделённое нам время! Желаем дальнейших успехов во всех ваших начинаниях!

